Филиал кафедры дошкольного и начального образования

ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
С УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ ВИТЕБСКОГО РЕГИОНА

И.Л. Шарапова, В.И. Турковский, Р.П. Еромёнок

" УО «Государственный дошкольный центр развития ребенка № 2 Первомайского района г. Витебска"

Происходящие в нашей стране социально-экономические изменения напрямую связаны с преобразованиями в системе образования. Стало понятно, что без инновационных подходов к об­разованию невозможно успешное развитие экономики, современных технологий, изменение со­циокультурной ситуации. В то же время модернизация образования предполагает повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества и совершенствование механизмов инновационной деятельности в различных типах об­разовательных учреждений.

Это позволяет говорить о необходимости инновационных преобразований, прежде всего в вузах республики. Не исключением является и УО «ВГУ им. П.М. Машерова», который является учебным, научным и культурным центром Витебского региона.

Педагогическая наука имеет арсенал разнообразных путей повышения качества образова­ния и перспективных направлений развития системы образования. Одним из таких стратегических направлений является создание различного рода интеграционных форм, позволяющих развивать научную, учебную и инновационную деятельность в образовательных учреждениях.

В УО «ВГУ им. П.М. Машерова» давно сложились достаточно устойчивые связи с органа­ми и учреждениями образования Витебского региона, в частности, с Управлением образования Витебского облисполкома, городскими и районными отделами образования.

Эти связи были установлены в основном на уровне взаимодействия вуза с конкретными учреждениями образования для прохождения различных видов педагогических практик студентов и для проведения профориентационной работы.

Практика показала, что налаженная за долгие годы система работы перестала отвечать требованиям инновационного образовательного пространства. В соответствии с этим коллектив университета и в частности, педагогического факультета осуществил попытку поиска оптималь­ных интеграционных форм взаимодействия с учреждениями образования Витебского региона.

Началось создание учебно-научно-консультационных центров с учреждениями образова­ния, разработка перспективной программы совместной деятельности.

В настоящее время педагогический факультет осуществляет интеграционную деятельность с учебными учреждениями:  УО «Государственная общеобразовательная средняя школа №45», УО «Витебский городской детский сад № 18 для детей с нарушениями речи», УО «Вспомогательная школа № 26», «Витебский городской центр развивающего обучения и реабилитации». Недавно фа­культетом подписан договор о сотрудничестве с УО «Государственная гимназия № 6 г. Витебска», готовится план взаимодействия с дошкольным центром развития ребенка Первомайского района г. Витебска. В перспективе предусматривается охват сельских школ Витебского региона.

Деятельность этих центров направлена на решение следующих задач:

-      разработка единой научной темы с педагогическими коллективами учреждений образо­вания, проведение научных исследований в области педагогики и методик, поиска наиболее эф­фективных форм, методов и технологий;

-      объединение творческих сил профессорско-преподавательского состава факультета, ма­гистрантов, аспирантов, студентов, специалистов учебных учреждений для инновационной систе­мы подготовки кадров;

-      организация и проведение конференций, семинаров, «круглых столов», мастер-классов по актуальным проблемам педагогической и психологической наук;

-     разработка оригинальных вузовских и школьных программ, методик, новых педагогиче­ских технологий, их экспериментальное апробирование и внедрение;

-     создание методических пособий, материалов, сборников научных статей и рекомендаций в помощь педагогам;

-      оказание методической и консультативной помощи учреждениям образования и различным органам образования творческим группам, обобщение и распространение передового опыта в образо­вательных учреждениях, включение его в содержание программ подготовки будущих педагогов;

-    стимулирование и поддержка творческой инновационной деятельности педагогов в учреждениях образования;

-     организация деятельности кружков, факультативных курсов, творческих коллективов, проблемных групп по актуальным психолого-педагогическим направлениям;

-     проведение мероприятий по созданию, внедрению и развитию результативной системы менеджмента качества.

На повышение качества подготовки будущих педагогов непосредственно направлено со­держание планов и программ совместного взаимодействия, где предусмотрено:

- участие представителей кафедр факультета в заседаниях методических объединений учителей с целью приближения научных исследований к практике;

-     разработка перспективного плана выпусков педагогических кадров с учетом потребно­сти учреждений образования Витебской области;

- внедрение в учебно-воспитательный процесс методических пособий и других печатных изданий преподавателей факультета;

-     усиление практико - ориентированного обучения и связи подготовки специалистов в вузе с их потребителями - учреждениями образования;

-      проведение на базе университета и учреждений образования итоговых семинаров руко­водителей педагогических практик;

-     апробация новых форм организации и сопровождения педагогических практик студентов в различных типах учреждений образования;

-          определение форм участия педагогов-практиков в подготовке студентов к работе с уча­щимися в различных образовательных учреждениях;

-          проведение целенаправленной профориентационной работы в учреждениях образования;

-          осуществление координации всего вышеуказанного творческой группой, состоящей из представителей факультета и заместителей директоров  учреждений образования.

Отмеченное дает основание надеяться, что взаимодействие университета с учреждениями образования в ближайшее время выйдет на качественно более высокий уровень, отвечающий со­временным требованиям, предъявляемым к инновационному образовательному пространству.

Считаем, что реализация намеченного позволит реально повысить эффективность работы не только на факультете, но и в учреждениях образования, поднимет авторитет научных исследо­ваний, снивелирует разобщенность между наукой и практикой, позволит включить в более актив­ную научно-педагогическую деятельность профессорско-преподавательский состав, студенчество и педагогов-практиков.                             

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ 

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ероменок Р.П., заведующий ГУО «ДЦРР№ 2 г. Витебска»

Консультант - Лапицкая И.В., магистр гуманитарных наук, старший преподаватель

кафедры дошкольного образования ГУО «Академия последипломного образования»

Республика Беларусь  - многонациональное государство. По результатам последней переписи населения в республике постоянно проживают представители около 140 народностей и национальностей, постоянное место жительство получают все больше народов, которые исконно не населяли территорию Беларуси (арабы, выходцы из южных регионов России и др.). Они живут рядом с нами, работают, их дети ходят в детские сады и школы, а их культура нам не всегда знакома и понятна. Решение национальных вопросов, на наш взгляд, следует начинать с грамотной образовательной политики, воспитывающей не только патриотов, но и культурных граждан, знающих и ценящих достижения своей нации и общемировой культуры.

Многие авторы (А.А. Реан, Е.А. Прокофьев, Д.Б. Эльконин, С.И. Розум, М.В. Осорина и др.) рассматривают старший дошкольный возраст как сензитивный  для формирования толерантности, так как это период формирования эмоциональной сферы ребенка, развития эмпатии, произвольного поведения, усвоения моральных норм. По их мнению, толерантность в основном не присуща человеку с рождения и может никогда не проявиться, если ее не воспитывать.

В связи с этим актуальным становится формирование основ толерантности у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсиях, в частности посещении библиотек города, музея краеведения.

Значимы для исследования работы Л. C. Выготского, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей.

Вместе с тем анализ научно-педагогической литературы и практики позволил сделать вывод: несмотря на наличие достаточного количества публикаций по проблемам поликультурного воспитания, не все практические аспекты проблемы разработаны в равной степени. Среди наиболее актуальных остается проблема создания эффективной модели поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.

Таким образом, актуальность проекта по внедрению модели поликультурного воспитания детей дошкольного возраста на основе социального партнерства учреждения дошкольного образования, семьи и структур социума является очевидной и объясняется наличием противоречий между:

• декларируемыми в нормативных правовых документах целями и задачами повышения уровня социально-правовой, социально-нравственной культуры, патриотических и гражданских чувств у детей и молодежи и недостатком эффективных дидактических средств и педагогических стратегий их формирования;

• потребностью общества в активных, саморазвивающихся, толерантных и открытых к окружающему миру личностях и наблюдаемой тенденцией снижения нравственных, гражданских .и патриотических чувств у молодого поколения;

• возрастающей поликультурной ориентированностью дошкольного образования и недостаточным использованием потенциала различных воспитательных средств (игры, музейной педагогики, искусства, чувственно-практического опыта и др.) для формирования начатков поликультурного сознания ребенка дошкольного возраста.

Цель проекта - приобщение дошкольников к основам национальной и мировой культуры, и воспитание уважения к представителям других народов посредством создания единого образовательного пространства учреждения образования, семьи и социума.

Задачи:

1. создать благоприятную образовательную и социальную среду для поликультурного воспитания детей дошкольного возраста;

2. обеспечить условия для повышения профессиональной компетентности педагогов в области поликультурного воспитания детей дошкольного возраста и овладения ими эффективными педагогическими стратегиями;

3. повысить психолого-педагогическую и инновационную культуру всех участников социального партнерства и усилить их ответственность за подготовку подрастающего поколения;

4. применить комплексный подход к использованию разнообразных средств в работе с детьми дошкольного возраста для решения задач поликультурного воспитания.

Объект инновации: воспитанники старших групп, законные представители воспитанников, педагоги.

База исследования: Инновационная деятельность по внедрению модели поликультурного воспитания дошкольников в условиях социального партнерства дошкольного учреждения и семьи и социума осуществляется на базе государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребенка №2 г. Витебска».

Методы исследования: беседа, опрос, анкетирование.

Модель поликультурного воспитания детей дошкольного возраста на основе социального партнёрства учреждения дошкольного образования, семьи и структур социума осуществляется поэтапно.

На первом этапе, в средней группе, необходимо подвести ребенка к осознанию себя как личности, пониманию своей индивидуальности и человеческого достоинства, так как только уважающий себя и свои права человек способен по-настоящему уважать других людей и их права. Кроме этого, на данном этапе необходимо ознакомить детей с конкретными понятными нормами и правилами, принятыми в социуме.

С этой целью педагоги совместно с родителями проводят с детьми целенаправленную работу, в процессе которой обсуждаются правила поведения и взаимоотношений, подчеркивается гуманность устанавливаемых детьми правил и необходимость их соблюдения (быть дружелюбным, помогать друг другу, уважать желание и интересы других детей и др.). Совместная деятельность в триадах «ребенок-родитель- педагог» вызывала у детей чувство гордости, способствовала развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Специально организованные занятия давали повод общения между разными поколениями и разными национальностями, способствовали проявлению любви к ближнему окружению: семья, детский сад, малая Родина, формировали уважительное отношение к тем, у кого другие традиции и другой уклад жизни. Совместные занятия, праздники «День матери», «Ярмарка народных игрушек», «Коляды», изготовление фотоколлажей, организация в рамках подготовки мероприятий выставок работ взрослых и детей - конкретные примеры для создания атмосферы взаимопонимания, гуманного отношения к различным культурам. Выставки «Игрушки славянских народов» познакомили детей и взрослых с традициями славянских народов (русским, белорусским, украинским), с народным искусством по изготовлению и украшению игрушек.

Ведущими методами на этом этапе является пример взрослых, организация педагогических ситуаций, при которых ребенок упражняется в положительном поведении, разъяснение взрослого, совместная творческая деятельность.

На втором этапе, в старшей группе, реализуются задачи, направленные на развитие интереса и обогащение представлений о народных традициях, культуре народов; развитие нравственных чувств у дошкольников, осознания личных особенностей, формирование умения строить отношения с другими, доброжелательно относиться к представителям других национальностей.

На данном этапе предусматривается более глубокое приобщение дошкольников к основам национальной и мировой культуры посредством ознакомления их с искусством и традициями разных народов. В своей работе педагоги используются разнообразные средства поликультурного воспитания детей дошкольного возраста, наиболее эффективные: общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественная литература; игра, народная игрушка и национальная кукла; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыка; этнические мини-музеи; национальные кушанья.

Усилия педагогов и родителей направлены на реализацию групповых тематических проектов по основным разделам учебной программы дошкольного воспитания. В течение учебного года со старшими дошкольниками педагоги проводили тематические недели разных стран, выбирая с детьми по очереди ту страну, которую они сами отметят на карте. Такая неделя включала в себя следующие мероприятия: игры детей этой страны; сказки, былины, потешки; традиции; знакомство с известными блюдами данных народов, особенностями национального костюма. Эти проекты разрабатывались вместе с родителями, представителями областного краеведческого музея, педагогическим факультетом ВГУ имени П. М. Машерова, так как требовали большой подготовки и специально организованной среды.

В рамках инновации была создана современная модель эффективного нравственно-патриотического воспитания дошкольников, которая осуществляется совместно с семьями воспитанников по следующим направлениям:

  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей.
  • создание атмосферы общности интересов, обмена мнениями.
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Результаты анкетирования педагогов показали  рост интереса к работе по вопросам поликультурного воспитания.

Мониторинговые исследования помогли объективно отследить потенциальные возможности каждого педагога. С целью формирования психологической готовности к инновационной деятельности в коллективе постоянно поддерживался здоровый морально-психологический климат посредством психолого-педагогического сопровождения, формирования готовности педагогов к рискам деятельности, ее сопровождающим, и формирования управленческой профессиональной культуры.

Реализация инновационной деятельности выступила основой для самосовершенствования и саморазвития педагогов, способствовала достижению главной цели - формированию личности воспитанника, соответствующего требованиям социума на современном этапе erо развития.

Сравнительный анализ результатов опроса детей позволяет сделать вывод, что воспитанники овладели представлениями о национальных и культурных особенностях не только своего народа, но и культуре других национальностей.

Анкетирование родителей ставило цель выявить их осведомлённость в области поликультурного воспитания. Полученные данные свидетельствует о росте компетентности родителей в области поликультурного воспитания.

Данные итогового мониторинга показали, что используемые формы организации образовательного процесса и одновременное сопровождение детей и семьи в целом, способствовало оптимизации процесса развития детей, включенных в проект. Это проявилось в положительной динамике в контрольных группах уровня воспитанности, эмоционального состояния дошкольников. Подтверждением качественных результатов является реализация базового компонента Образовательного стандарта «Дошкольное образование» и учебной программы дошкольного образования.

Выводы. Решающим фактором создания современной модели поликультурного воспитания дошкольников является установление партнерских отношений между семьей, учреждением образования и социумом (общественными организациями) с целью создания благоприятной среды и объединения усилий для закрепления социально приемлемых форм поведения детей.

Эффективность данной модели поликультурного воспитания дошкольников зависит от реализации личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и воспитанников в образовательном процессе, при котором реализуются навыки коммуникативной толерантности.

Целью объединения усилий педагогов и родителей является информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.) и выработка поведенческих норм, способствующих формированию социальной компетентности детей.