Консультации педагога - психолога

Памятка родителям "Компьютерная безопасность"

Защита прав и достоинств маленького ребёнка в семье и УДО

Защита прав и достоинств маленького ребёнка в семье и УДО

     В раннем детстве каждая ситуация записывается в подсознание  ребёнка и влияет на дальнейшее развитие его личности. Даже самые маленькие дети имеют равные социальные права, которые не должны нарушаться другими членами социальной группы (мамами и их малышами, играющими во дворе, например).
      Кроме общепонятных и общепризнанных прав ребёнка на жизнь, на имя, на гражданство, на охрану здоровья, на образование, на семейное благополучие и т. п. существуют ещё права ребёнка на свободное развитие его личности и культурное развитие. И вот именно об этих правах пойдёт речь, потому как они наиболее часто нарушаются нами, взрослыми.  Ответим на вопрос: «Какие же это права?» 
1. Право на отстаивание своих интересов, игрушек и другого принадлежащего им имущества.

2. Право на свободное передвижение по данной территории (детской площадке).

3. Право на выражение возникающих чувств и эмоций.

4. Право на свободный выбор партнёров по играм и друзей.

5. Право на защиту от всех форм физического (даже от подзатыльников и шлепков по попе!) или психологического насилия, оскорблений и злоупотреблений, отсутствия заботы, небрежного или грубого обращения.

6. Право на уважение человеческого достоинства ребенка, даже в методах поддержки дисциплины.

7. Право на собственное мнение и индивидуальность.

8. Право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (лепить из снега или песка, например).

9. Право на уважение личной жизни.

10. Право на защиту, заботу и помощь взрослых в любых ситуациях (даже самых незначительных на наш взгляд).

 
    Многие из этих прав официально зафиксированы в Международной конвенции по правам ребёнка. И осуществление этих прав может подвергаться некоторым ограничениям, но только тем, которые предусмотрены законом и которые необходимы для уважения прав других лиц. В остальных случаях они должны быть неукоснительно соблюдены
  Важно понимать,  что нам мешает соблюдать права детей   в процессе общения с ними : 
1. Приказы, команды: убери, перестань, быстро домой, замолчи и т. д. - несут неуважение к ребёнку, который начинает чувствовать себя бесправным, а то и брошенным в беде. 
2. Предупреждения, предостережения, угрозы: "если ты не прекратишь плакать, я уйду", "смотри, как бы не стало хуже", - загоняют ребёнка в тупик, при частом повторении ребёнок привыкает и перестаёт на них реагировать.
3. Мораль, нравоучения, проповеди: "Ты обязан вести себя как подобает". Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое. Значит ли это, что с детьми не надо беседовать о моральных нормах и правилах поведения? Совсем нет. Однако делать это надо только в их спокойные минуты, а не в накаленной обстановке.
4. Советы, готовые решения: "А ты возьми и скажи...", "По-моему, нужно пойти и извиниться". Дети не склонны прислушиваться к нашим советам. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он еще мал и неопытен, а мы умнее его и наперед все знаем. Такая позиция родителей – позиция "сверху" – раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме.
5. Доказательства, логические доводы, нотации, "лекции": "Пора бы знать, что нельзя грязными руками…", "Сколько раз тебе говорила…". И здесь дети отвечают: "Отстань", "Сколько можно", "Хватит!". В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает то, что психологи называют "смысловым барьером", или "психологической глухотой".
6. Критика, выговоры, обвинения: "На что это похоже!", "Опять все сделала не так!", "Вечно ты!..". Такие фразы вызывают у детей либо активную защиту, либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка.
7. Обзывание, высмеивание: "Плакса-вакса", "Ты плохая девочка", "Ну, просто дубина!", "Какой же ты лентяй!" Все это – лучший способ оттолкнуть ребенка и "помочь" ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются: "А сама какая?", "Ну, и буду таким!" 
8. Догадки, интерпретации: Одна мама любила повторять своему сыну: "Я вижу тебя насквозь и даже на два метра под тобой!", что неизменно приводило его в ярость. И в самом деле, кто из ребят (да и взрослых) любит, когда его "вычисляют"? За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.
9. Выспрашивание, расследование: "Нет, ты все-таки скажи", "Я все равно узнаю". Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И все таки лучше постараться вопросительные предложения заменить утвердительными.
10. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее, есть риск, что слова "я тебя понимаю", "я тебе сочувствую" прозвучат слишком формально. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе. А во фразах типа: "Успокойся", "Не обращай внимания!", "Перемелется, мука будет" он может услышать пренебрежение его заботами, отрицание или преуменьшение его переживания.

Подведем итог, соблюдение прав маленького ребенка будет заключаться в недопущении ситуаций описанных выше. Особенно это актуально в период адаптации детей к учреждению.

 

По материалам зарубежных и отечественных интернет –ресурсов.

Составитель: Яскевич Е.Н., педагог-психолог.

 

свернуть

Отцы - молодцы!

Девиз мероприятий с отцами: «  Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы».

                                                                                           Н.М. Карамзин.

 Важный аспект работы с отцами - создание коллажей и  групповых газет (темы : «Наши мамы в детстве», «Поздравляем с праздником!»).

Личное участие родителей в системном обсуждении жизненных ситуаций во время создания коллажей и семейных газет  позволяет им «заглянуть» в обсуждаемые вопросы воспитания детей  более глубоко и многопланово.

50%  пап  в анкетах  выбирают выполнение творческих  работ и оказание  помощи детям и мамам при украшении групп к новогодним праздникам и другим  мероприятиям.

Папы наших  воспитанников  имеют возможность вместе с ребенком - активно участвовать в жизни микро- и макро-социума.

Наши отцы участвуют  в родительском театре (группа № 10)

 Хотелось бы отметить неравнодушие большинства  отцов  к различным проблемам взросления ребенка, их заинтересованность в успешной социализации детей, включении их в жизнь группы, в подготовке к выполнению социальных ролей.

 

 

свернуть

Актуальные вопросы подготовки детей к школе

      Актуальные вопросы готовности детей к обучению в школе. Информация педагога-психолога для родителей.

      Залогом успешного обучения ребенка в 1-м классе является единство требований семьи и образовательного учреждения. Педагогам ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка №2   г. Витебска», а в последующем и учителям школы, необходима согласованность действий с семьей по основным вопросам личностного и интеллектуального развития ребенка. Коснемся основных моментов подготовки детей к школе, на которые необходимо обратить внимание родителям.

       Проанализировав беседы с детьми старших групп по следующим вопросам:

       -  Хочешь ли ты идти в школу?;

       - Что надо знать, чтобы ходить в школу?;

       - Нравится ли тебе быть школьником?;

       - Что о школе тебе рассказывали родители?.

       Были сделаны следующие выводы:

1. У детей, родители которых положительно отзывались о своих школьных годах, рассказывали интересные истории из школьной жизни, был выявлен более высокий уровень мотивационной готовности к обучению в школе.

2. Дети, которые показывают достаточно высокий уровень познавательных процессов, имеют более позитивное представление о школе.

3. У детей, которые получают от воспитателей и родителей частые замечания по фактам нарушения поведения, возникают сомнения по поводу их успешности и соответственно возникает противоречивое отношение к себе, как к будущему школьнику.

       Хотелось бы остановиться на особенностях произвольного поведения у дошкольников. Отношение ребенка к трудностям, типичные для него способы их преодоления, являются показателями волевой регуляции поведения старшего дошкольника. Родителям стоит присмотреться к тому, как ответственно ребенок относится к поручениям, своим обязанностям, доводит ли начатое дело до конца.

      Нами были выявлены следующие особенности сформированности эмоционально-волевой готовности к школе:

- высокий уровень развития интеллекта не всегда является показателем достаточного и высокого уровня волевой готовности;

- развитие дисциплинированности, организованности и других личностных качеств, позволяют ребенку в соответствии с возрастом управлять своим поведением и в большинстве случаев зависит от характера взаимоотношений ребенка и значимых взрослых.

         Много трудностей возникает при смене ребенком коллектива сверстников. Важно, чтобы ребенок был готов к новой социальной ситуации. Наблюдения за выпускниками ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка №2   г. Витебска» показали, что умение общаться со сверстниками и взрослыми способствует большей популярности в классе. Умение не только занимать лидирующие позиции в группе, но и подчиняться чужому мнению, позволяют детям быстрее вливаться в новую среду. Немало важным будет и атмосфера в семье во время адаптации к школе (отсутствие дома конфликтных ситуаций, доброжелательные, ровные отношения членов семьи). Родителям иногда свойственно возлагать на ребенка определенные ожидания (например, учиться только на «10»), но ведь такие требования могут стать непосильной ношей и создадут дополнительные трудности.

       Учителя первоклашек хором твердят, что самое трудное – не научить детей новому, а удержать их внимание и сосредоточенность. Работоспособность, выносливость, упорство, способность не обращать внимание на отвлекающие моменты – все эти качества, лишь в малой степени связаны с интеллектом ребенка, они скорее свидетельствуют о состоянии его нервной системы. Поэтому, меры для укрепления нервной системы ребенка не будут лишними. Особенно важно, чтобы ребенок отдохнул перед школой с пользой для здоровья, а не ходил в дошкольное учреждение целое лето. И еще, по результатам наблюдений в группах, уровень развития мелкой моторики детей оставляет желать лучшего. Держать правильно карандаш и ручку, умение штриховать не выходя за границы, длительно работать карандашом и ножницами должно стать первоочередными заданиями будущего первоклассника.

        Вы помогайте ребенку освоиться на новом жизненном этапе:

• если поддерживайте его в различных ситуациях;

• если не присваивайте себе его эмоциональные проблемы, позволяя быть в некоторых случаях самостоятельным;

• если готовы, не перегружать ребенка,

• если готовите с ним домашние задания небольшими блоками, но почаще усаживая его за работу;

• если создаете дома ребенку комфортную эмоциональную среду.

           Удачи вам и вашим детям!

       Уважаемые родители! Готовность детей к школе понятие многогранное и если у вас остались некоторые вопросы по подготовке вашего ребенка к школе приглашаем Вас на индивидуальные консультации, по желанию, вместе с ребенком. Время встречи можно оговорить с воспитателем в группе или отметить его ниже, в часы консультации педагога-психолога.

1-я смена – 08.15-09.00 – вторник, пятница.

2-я смена – 17.00-18.00 - понедельник, четверг.

свернуть

Информация по волевой готовности детей к школе

       Немного информации по волевой готовности к школе и возможности родителей помочь в развитии памяти и произвольного внимания старшего дошкольника

(из опыта работы педагога-психолога Яскевич Е.Н.)

 

       В   процессе формирования произвольного поведения большая роль принадлежит взрослому, который руководит ребенком, создает ему условия и является образцом для подражания. Происходит соподчинение мотивов: от младшего возраста - личностного «ХОЧУ»   к старшему  дошкольному возрасту  общественно значимого  «НАДО».

     Развивая целенаправленность действия, идущего от ребенка, взрослый может:

     а) расчленить задание на ряд последовательных действий;

     б) поэтапно давать указания о способах достижения цели;

     в) оценивать полученные результаты (соотносить с поставленной целью).

 

     Основные трудности формирования произвольности в поведении и деятельности у детей старшего дошкольного возраста:

 - недостаточно самостоятельны при выполнении задания;

 - условия задания принимаются после многократных повто- рений;

 - трудности в соблюдении очередности при ответе на устный вопрос (подгрупповая работа на занятии).

 

     А теперь о тренировке  произвольного запоминания вашего ребенка:

 

1. Тренируйте память ребенка  без опоры на наглядность.

  В  этом возрасте можно больше давайте запоминать на слух.

2. Запоминайте правильное написание цифр и букв. Чтобы справиться с так называемым «зеркальным эффектом» (пишут цифры и буквы задом наперед) используйте прием лепки данных символов и приклеивании их на картон с последующим украшением мелкими деталями.

3. Учите ребенка эффективным приемам запоминания и припоминания (ассоциативный метод,  эмоциональный характер запоминания, запоминания сопровождаемое действием и пр.).

 

     Произвольное внимание развивается в деятельности.

Когда взрослый с помощью словесных указаний  удерживает внимание ребенка (н-р, « возьми то, соедини тем-то» и т.д.)

     По мере развития планирующей функции ребенок приобретает способность заранее организовать свое внимание на том, что требует деятельность. Делается это с помощью самоинструкции. Вначале можно научиться проговаривать эту инструкцию вслух, когда для ребенка вид деятельности является новым или малоизученным.  Частая смена продуктивных видов деятельности (15-20 минут) так же  способствует поддерживанию сосредоточенного внимания.

     И не забывайте задание, преподнесенное в игровой форме,так же способствует удержанию внимания ребенка.

 

                            Успехов Вам !

 

 

 

 

 

свернуть

Правила успешной адаптации к саду, если все складывается непросто.

Правила успешной адаптации к саду, если все складывается непросто.

1. Будем поддерживать друг друга в счастливом интересе к ребенку и не искать виновных. Направим свои силы и внимание на то, что приносит ребенку радость, вы ведь как родители, это знаете лучше нас – педагогов, подскажите нам.

2. Объективно установите, что происходит (самостоятельно или с помощью специалистов). Решить для себя будете ли вы следовать рекомендациям специалиста, например, педагога-психолога или врача, или же будете действовать по своему плану и своим представлениям об адаптационном процессе, в этом случае у вас не будет возможности переложить ответственность за происходящее. Если же вы опираетесь на мнение специалиста – следуйте советам в полном объеме, доверяя и внося небольшие коррективы, не противоречащие основным рекомендациям.

3. Процесс адаптации ребёнка может растянуться на несколько месяцев, и дело тут не в группе, персонале дошкольного учреждения или неудобном расписании. Дело в особенностях нервной системы ребенка, общем настрое близких взрослых.

4. Время пребывания ребенка в группе увеличивается постепенно и стоит строго следить за его увеличением и если вы видите, что ребенку не комфортно и он стал чаще капризничать – следует вернуть предыдущий график более кратковременного пребывания.

5. У вас появилась прекрасная возможность в непростой период «упрямства» 3-х летнего ребенка показать ему модель доброжелательного общения без лишнего напряжения. Если мы будем «неудачно» (строгими наказаниями) реагировать на его приступы упрямства, они со временем войдут в привычку и станут средством давления на взрослых.


Удачи Вам и понимания. С надеждой на дальнейшее сотрудничество.

Педагог-психолог ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка №2 г.Витебска» Елена Николаевна.

свернуть

Безопасность малыша - советы родителям

ЧИТАЕМ!

Сказки, присказки, прибаутки, потешки – основное средство обучения малышей правилам безопасного поведения. Они могут многому научить не только детей, но и родителей. Вы замечали, что в сказках для самых маленьких трагичный финал? Это очередное напоминание Вам, родители, о том, что детей без присмотра оставлять нельзя («Колобок», «Семеро козлят»). Когда читаете сказку с малышом, обязательно задавайте ему вопросы: «Почему так произошло?», «Что не так сделал герой?», «А как ты думаешь, что нужно было сделать?» Но не осуждайте персонажи, а рассуждайте над их поведением: «Ай-ай-ай! Плохо сделал Колобок! Нельзя убегать из дома. Можно потеряться! Или лиса съест!». Осуждая поступок героя, Вы даете правильные ориентиры ребенку на будущее, помогаете понять, в чем ошибка сказочного персонажа.

 

РИСУЕМ!

Дети воспринимают окружающий мир образами. Это значит, что все, о чем Вы говорите с ребенком, он должен видеть на картине. Поэтому у вас есть хорошая возможность поговорить с ним о правилах безопасности в доме. Нарисуйте с малышом план вашего жилья и красным цветом пометьте опасные зоны. Объясните ребенку, почему именно в этих местах следует быть осторожным и что делать в случае опасности. Рисунок – универсальный способ обучения, с его помощью ребенку легко можно привить навыки безопасного поведения:

  • -     рисуйте с ребенком различные ситуации и проговаривайте все, что изображаете;
  • -     задайте ребенку тему для рисования, а потом обязательно расспросите малыша, почему он это нарисовал;
  • -     сочиняйте по рисункам истории, для этого можно использовать книги-раскраски МЧС.

 

ИГРАЕМ!

Игра – основной способ обучения детей. Именно играя, ребенок лучше запоминает основные правила. Введите в вашу игротеку новую игру «Спасатели спешат на помощь!». Обязательно расскажите ребенку о работе спасателей, в каких случаях может понадобиться их помощь (пожар, обвал, утопление и т.п.), и как правильно вызвать:

  • -     набрать номер 101 или 112;
  • -     сообщить свой адрес;
  • -     рассказать, что случилось;
  • -    назвать своё имя, фамилию и телефон.

Сыграйте роль диспетчера, пусть ребенок звонит и вызывает спасателей. А потом поменяйтесь ролями. Благодаря игре он усвоит необходимые знания:

 

Главноечто должен знать ребенок во время пожара:

  • -     НЕ ПАНИКОВАТЬ!!!
  • -     не прятаться;
  • -     убегать из дома на улицу;
  • -     звать на помощь взрослых;
  • -     вызывать спасателей по телефону 101 или 112.

 

Сделайте вместе с малышом «напоминалку», на которой будут написаны номера экстренных служб и ближайших родственниковПоместите ее около домашнего телефона.

Уважаемые родители, это далеко не все способы обучить ребенка безопасному поведению, сформировать у него правильную модель поведения в чрезвычайных ситуациях. Фантазируйте, придумывайте новые игры, тогда время, проведенное вместе с ним, будет не только занимательным, но и познавательным. Ваш ребенок обязательно вырастет здоровым, умным и подготовленным к взрослой жизни!

свернуть

Правила поведения для больших и маленьких

Правила поведения для больших и маленьких.

  1. В нашем детском саду все друг друга уважают, поэтому желают здоровья, т.е. здороваются. Ну а если не хочется желать здоровья конкретной особе, то всё равно нужно быть вежливым и хотя бы констатировать время суток: добрый день, добрый вечер и т.д.
  2. Приходить необходимо не позднее 8.00, если что-то хотитесказать воспитателю, то и ещё пораньше. С 8 часов начинается утренняя гимнастика, в 9 часов – занятия, а за 10 минут педагог готовится к его проведению. Если Вы опоздали, самитихонько разденьте ребёнка. Короткий кивок воспитателя в этот момент не говорит о его надменности.
  3. Завтрак с 8.30 до 8.50.В 8.55 приём пищи закончен. Начало дня очень важно, постарайтесь не опаздывать.
  4. Одежда ребёнка должна быть по сезону. Конечно, воспитатель следит, чтобы подопечные не уподоблялись Ниф-Нифу с Наф-Нафом, но… дети народ свободный. В шкафу должны быть маечки (2), трусики (2), запасные колготки, носочки, сменный комплект одежды, если произойдет какая-то авария. Дети… народ самостоятельный, но  обязательно проверяйте опрятность вещей, не забывайте забирать стирать пижаму и спортивную одежду.
  5. Обувь должна быть закрытой, по размеру и удобной.
  6. Ребёнка родители (или лица, их заменяющие) «сдают» из рук в руки воспитателю.
  7. Общие и групповые родительские собрания посещать не только обязательно, но и очень познавательно. Не забудьте сменную обувь!
  8. В случае отсутствия ребёнка в детском саду Вам необходимо до 8.00 поставить в известность воспитателей о причине отсутствия по телефонам:57-37-70, 57-94-93.
  9. Не забывайте до 20 числа каждого месяца вносить плату за детский сад и платные образовательные услуги.
  10. Будьте активными родителями, не бойтесь спрашивать, высказывать своё мнение, рекомендовать что-то, главное – делать это корректно. Предлагайте свою помощь! Будем рады!
  11. Не забывайте обращать внимание на рукотворный труд ребёнка (рисунки, поделки), хвалить ребёнка и… педагога (но не захваливать за мелочи).
  12. Старайтесь не участвовать в негативных разговорах о деятельности группы, учреждения. Если проблема, на Ваш взгляд, есть, то решать её нужно конструктивно и … в индивидуальном порядке.

 

Надеемся на взаимопонимание!

Желаем успехов в воспитании детей!

свернуть

Советы отцам

                                 

Принципы демократичного подхода и его влияние  на гармоничное развитие  личности ребенка (советы отцам по материалам  зарубежных печатных изданий, составлены педагогом-психологом Центра).

 

1.Принять  ребенка как личность. Очень важно принимать как личности детей, учитывать их права, обязанности, мысли и чувства. Необходимо их выслушивать и демонстрировать, что для вас их мнение важно. Иногда у детей возникают желания, с которыми вы не можете согласиться. В таких случаях,  дайте почувствовать, что вы их слышите и понимаете, но также объясните, почему вы не можете этого сделать.

2.Налаживать доверительные отношения и соответствующим образом строить беседы. Вам, как отцу, при объяснении своих пожеланий и просьб, необходимо без обвинений и давления, четко изложить свои мысли и требования. Не лишним будет рассказать о каком-то случае, произошедшим с вами в его возрасте, об играх, в которые вы играли.

3. Определить рамки и правила. У детей, по мере их взросления, возникают потребности в ограничениях. А ограничениями при «демократичном подходе», служат рамки и установленные правила, которые определяют родители для своих детей. Следите за выполнением установленных вами правил. Если вносите какое-либо ограничение, то очень важно предложить альтернативу. Например, если ребенок хочет играть с мячом дома, то вы  можете объяснить,  почему вы не хотите,  чтоб он делал это дома, и подскажите место, более подходящее  для этого.

4.Быть последовательным.   Установленные правила не следует изменять в зависимости от ситуации и настроения. Необходимо , чтобы ребенок имел представление о результате своего поведения, таким образом, создавая связь причина-результат, он развивает адекватность своего поведения. Очень важно чтобы отношение и мамы и папы к  поступку ребенка были последовательное   и единое. Можно  пожелать терпения, если ребенок использует плач и упрямство, чтобы добиться своего.

5. Думать позитивно и конструктивно. Любое совместное дело или беседу надо начинать с позитива. Нельзя  забывать, что поведение ребенка (даже, негативное) имеет свою причину. Например, в возрасте 2-х лет у детей наблюдается изменение в двигательной активности. Причина этого в том, что длинные мышцы его конечностей очень быстро развиваются  и мозг в период роста отдает определенные команды.

6. Уметь  решать свои проблемы различными способами.  Ребенок,  глядя на вас, будет иметь пример  гибкого и компетентного поведения

 Успехов Вам!

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

свернуть