Информация для родителей

Защита прав и достоинств маленького ребёнка в семье и УДО

В раннем детстве каждая ситуация записывается в подсознание  ребёнка и влияет на дальнейшее развитие его личности. Даже самые маленькие дети имеют равные социальные права, которые не должны нарушаться другими членами социальной группы (мамами и их малышами, играющими во дворе, например).
      Кроме общепонятных и общепризнанных прав ребёнка на жизнь, на имя, на гражданство, на охрану здоровья, на образование, на семейное благополучие и т. п. существуют ещё права ребёнка на свободное развитие его личности и культурное развитие. И вот именно об этих правах пойдёт речь, потому как они наиболее часто нарушаются нами, взрослыми.  Ответим на вопрос: «Какие же это права?» 
1. Право на отстаивание своих интересов, игрушек и другого принадлежащего им имущества.

2. Право на свободное передвижение по данной территории (детской площадке).

3. Право на выражение возникающих чувств и эмоций.

4. Право на свободный выбор партнёров по играм и друзей.

5. Право на защиту от всех форм физического (даже от подзатыльников и шлепков по попе!) или психологического насилия, оскорблений и злоупотреблений, отсутствия заботы, небрежного или грубого обращения.

6. Право на уважение человеческого достоинства ребенка, даже в методах поддержки дисциплины.

7. Право на собственное мнение и индивидуальность.

8. Право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (лепить из снега или песка, например).

9. Право на уважение личной жизни.

10. Право на защиту, заботу и помощь взрослых в любых ситуациях (даже самых незначительных на наш взгляд).

    Многие из этих прав официально зафиксированы в Международной конвенции по правам ребёнка. И осуществление этих прав может подвергаться некоторым ограничениям, но только тем, которые предусмотрены законом и которые необходимы для уважения прав других лиц. В остальных случаях они должны быть неукоснительно соблюдены
  Важно понимать,  что нам мешает соблюдать права детей   в процессе общения с ними : 
1. Приказы, команды: убери, перестань, быстро домой, замолчи и т. д. - несут неуважение к ребёнку, который начинает чувствовать себя бесправным, а то и брошенным в беде. 
2. Предупреждения, предостережения, угрозы: "если ты не прекратишь плакать, я уйду", "смотри, как бы не стало хуже", - загоняют ребёнка в тупик, при частом повторении ребёнок привыкает и перестаёт на них реагировать.
3. Мораль, нравоучения, проповеди: "Ты обязан вести себя как подобает". Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое. Значит ли это, что с детьми не надо беседовать о моральных нормах и правилах поведения? Совсем нет. Однако делать это надо только в их спокойные минуты, а не в накаленной обстановке.
4. Советы, готовые решения: "А ты возьми и скажи...", "По-моему, нужно пойти и извиниться". Дети не склонны прислушиваться к нашим советам. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он еще мал и неопытен, а мы умнее его и наперед все знаем. Такая позиция родителей – позиция "сверху" – раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме.
5. Доказательства, логические доводы, нотации, "лекции": "Пора бы знать, что нельзя грязными руками…", "Сколько раз тебе говорила…". И здесь дети отвечают: "Отстань", "Сколько можно", "Хватит!". В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает то, что психологи называют "смысловым барьером", или "психологической глухотой".
6. Критика, выговоры, обвинения: "На что это похоже!", "Опять все сделала не так!", "Вечно ты!..". Такие фразы вызывают у детей либо активную защиту, либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка.
7. Обзывание, высмеивание: "Плакса-вакса", "Ты плохая девочка", "Ну, просто дубина!", "Какой же ты лентяй!" Все это – лучший способ оттолкнуть ребенка и "помочь" ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются: "А сама какая?", "Ну, и буду таким!" 
8. Догадки, интерпретации: Одна мама любила повторять своему сыну: "Я вижу тебя насквозь и даже на два метра под тобой!", что неизменно приводило его в ярость. И в самом деле, кто из ребят (да и взрослых) любит, когда его "вычисляют"? За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.
9. Выспрашивание, расследование: "Нет, ты все-таки скажи", "Я все равно узнаю". Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И все таки лучше постараться вопросительные предложения заменить утвердительными. 
10. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее, есть риск, что слова "я тебя понимаю", "я тебе сочувствую" прозвучат слишком формально. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе. А во фразах типа: "Успокойся", "Не обращай внимания!", "Перемелется, мука будет" он может услышать пренебрежение его заботами, отрицание или преуменьшение его переживания.

Подведем итог, соблюдение прав маленького ребенка будет заключаться в недопущении ситуаций описанных выше. Особенно это актуально в период адаптации детей к учреждению.

По материалам зарубежных и отечественных интернет – ресурсов.

Составитель: Яскевич Е.Н., педагог-психолог.

ВНИМАНИЕ! ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ! Об оказании дополнительной социальной поддержки

Об оказании дополнительной социальной поддержки

Отдел по образованию Первомайского района г. Витебска (далее – отдел) сообщает, что на основании решения Витебского городского Совета депутатов от 30 мая 2022 г. № 369 «Об дополнительной социальной поддержки» многодетным семьям к 2023/2024 учебному году на каждого ребёнка, обучающегося в учреждениях общего среднего  и специального образования (на уровне общего среднего образования), будет оказана единовременная материальная помощь в размере 30 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Памятка об оказании единовременной материальной помощи многодетным семьям

  1. Единовременная материальная помощь многодетным семьям к 2023/2024 учебному году выдаётся на каждого ребёнка, обучающегося в учреждениях общего среднего и специального образования (школа-интернат, лицеи при университетах, кадетские училища).
  2. Собрать пакет документов до 5 августа 2023 г.:
    • справка на каждого обучающегося с места учёбы о том, что гражданин является обучающимся;
    • справка о составе семьи (справки, если зарегистрированы по разным адресам) – 6 месяцев со дня выдачи;
    • копия удостоверения многодетной семьи (хорошего качества, чтобы читались все слова и просматривались печати);
    • копия договора (выписка банка) текущего банковского счета            с использованием банковской платёжной карточки, заключённого с филиалом   № 200 Витебского областного управления ОАО «АСБ Беларусбанк».
  3. Отнести пакет документов в учреждение образования, где обучаются дети (желательно в период с 1 июля по 5 августа).
  4. Написать в учреждении образования заявление (вам предоставят бланк заявления).
  5. Пакеты документов многодетных семей, в состав которых входят первоклассники, обучающиеся 10 классов, будут приниматься также с 1 июля, будут проверены, но передаваться в отдел по образованию будут с 26 августа по 2 сентября 2023 года.
  6. Позже 2 сентября 2023 года документы приниматься не будут.
  7. Обратите внимание на некоторые особенности при сборе пакетов документов:
    • заявление на предоставление единовременной материальной помощи должно быть подано обязательно от матери многодетной семьи, зарегистрированной в Первомайском районе г. Витебска;
    • соответственно, мать многодетной семьи должна иметь договор (выписку банка) текущего (расчетного) банковского счета с использованием банковской платежной карточки, заключенного с филиалом № 200 ОАО АСБ «Беларусбанк»;
    • в случае, если мать зарегистрирована в Первомайском районе г.Витебска, а отец – в другом районе Республики Беларусь, то необходимо получить письменное подтверждение неполучения отцом единовременной материальной помощи в местном исполнительном распорядительном органе района, где он зарегистрирован (далее – письменное подтверждение);
    • если мать зарегистрирована в Первомайском районе г.Витебска, а отец – в Октябрьском либо Железнодорожном районе г.Витебска, то письменное подтверждение не нужно.
свернуть

Как стать патронатным воспитателем

Патронатное воспитание - форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.
Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.
Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.
Как патронатный воспитатель Вы можете:
  • навещать ребенка в учреждении;
  • принимать ребенка в своей семье в выходные дни и дни каникул;
  • дать возможность ребенку хоть и короткий период пожить в заботливой и понимающей семье;
  • поделиться с ребенком своим жизненным опытом (научить ребенка готовить, делать покупки, помочь ребенку в выборе будущей профессии и др.);
  • принять в семью ребенка, который временно нуждается в семье. Такому ребенку по разным причинам либо невозможно, либо пока не удается найти семью на более длительный срок. Как правило, речь идет о детях подросткового, возможно, юношеского возраста, либо о детях, имеющих особенности психофизического развития, либо о детях, временно находящихся в детских интернатных учреждениях.
Как стать патронатным воспитателем
1-й шаг - Если Вы хотите стать патронатным воспитателем, Вам необходимо обратиться в отдел по образованию по месту жительства с заявлением о выдаче заключения о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания детей, подтверждающего возможность быть патронатным воспитателем. При себе Вам необходимо иметь паспорт.
2-й шаг – отдел по образованию запрашивает из компетентных органов необходимые сведения о Вас (запросы направляются в управление внутренних дел, суд, КДН), организует и проводит обследование условий Вашей жизни,                             о чем составляется акт.
3-й шаг - На основании акта и полученных о Вас сведений отдел                                         по образованию готовит заключение о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка, и выдает его Вам не позднее 15-дневного срока со дня Вашего обращения.
4-й шаг – После получения заключения о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка, Вы можете обратиться к руководителю учреждения (в детский дом) с целью найти ребенка, который может быть передан Вам на патронатное воспитание; либо с целью укрепления контакта                                  с уже известным Вам ребенком.
5-й шаг - Представители учреждения (директор, воспитатель, педагог-психолог, педагог социальный), расскажут Вам о том, кто из воспитанников может быть передан на патронатное воспитание. Если Вас заинтересует предложенный ребенок, Вам организуют с ним знакомство и сообщат                                об имеющихся у ребенка потребностях.
Вы должны быть готовы к тому, что администрация учреждения может отказать Вам в знакомстве с интересующим Вас ребенком, так как у этого ребенка есть перспектива устройства на усыновление или в опекунскую семью родственников. Вы должны понимать, что патронатное воспитание - это возможность для ребенка пожить в семье лишь короткое время, а в интересах ребенка - найти ему постоянную семью на длительный срок, поэтому, безусловно, усыновление (опека, попечительство) для ребенка предпочтительнее, чем патронатное воспитание.
6-й шаг – Если вам удалось установить хороший контакт с ребенком,                                     и Вы приняли решение стать его патронатным воспитателем, сообщите о своем решении администрации учреждения и напишите заявление о передаче Вам ребенка на патронатное воспитание.
7-й шаг – Администрация учреждения выясняет мнение ребенка о том,                                   что он думает о возможности провести в Вашей семье выходные дни и (или) дни каникул, и если ребенок не возражает, между Вами и руководителем учреждения заключается договор патронатного на срок до 1 года.
Патронатный воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, переданного ему на патронатное воспитание, осуществляет права и выполняет обязанности по его воспитанию, удовлетворению его жизненных потребностей в течение срока пребывания ребенка в семье и в соответствии                         с договором патронатного воспитания.
По согласованию с руководителем учреждения патронатный воспитатель                       в рамках договора патронатного воспитания создает условия для сохранения и укрепления родственных связей ребенка, реализует иные меры, направленные на его социализацию.
Патронатный воспитатель имеет право получить, а учреждение обязано предоставить:
  • один экземпляр договора патронатного воспитания;
  • копию свидетельства о рождении (документа, удостоверяющего личность) ребенка;
  • сведения о состоянии здоровья ребенка и рекомендациях врачей                                 на период его пребывания в семье патронатного воспитателя.
Патронатный воспитатель обязан обеспечить сохранение известной ему информации, составляющей врачебную тайну, в отношении передаваемого ему на патронатное воспитание ребенка.
Патронатный воспитатель не имеет права препятствовать общению специалистов учреждения, органа опеки и попечительства и (или) уполномоченных им органов и организаций с ребенком, переданным ему                          на патронатное воспитание. Патронатный воспитатель обязан немедленно информировать руководителя учреждения о случаях: заболевания ребенка                          и травмах, полученных ребенком; совершения ребенком административных правонарушений или преступлений; нарушения прав и законных интересов ребенка; самовольного ухода ребенка из семьи патронатного воспитателя.
8-й шаг – Принимая в своей семье ребенка, Вам будут компенсированы затраты на его питание, исходя из норм, установленных законодательством. Объем средств, передаваемых Вам на питание ребенка, будет отражен                                 в приказе учреждения. Этим же приказом будут назначены работники учреждения, которым будет поручено контролировать ребенка в Вашей семье. Вам могут позвонить, чтобы убедиться в том, что ребенку в вашей семье комфортно и безопасно, Вас так же могут посетить работники учреждения, чтобы познакомиться с условиями жизни ребенка в Вашей семье.
9-й шаг – Законным представителем переданного Вам на патронатное воспитание ребенка по-прежнему остается администрация учреждения, она участвует в воспитании ребенка, защите его прав и законных интересов, оказывает услуги по социальному, психологическому и (или) педагогическому сопровождению Вашей семьи. При возникновении любых проблем с ребенком Вы всегда можете обращаться к работникам учреждения, которые окажут Вам необходимую квалифицированную психолого-педагогическую помощь.

 

свернуть

Защита прав и достоинств маленького ребёнка в семье и УДО

Защита прав и достоинств маленького ребёнка в семье и УДО

     В раннем детстве каждая ситуация записывается в подсознание  ребёнка и влияет на дальнейшее развитие его личности. Даже самые маленькие дети имеют равные социальные права, которые не должны нарушаться другими членами социальной группы (мамами и их малышами, играющими во дворе, например).
      Кроме общепонятных и общепризнанных прав ребёнка на жизнь, на имя, на гражданство, на охрану здоровья, на образование, на семейное благополучие и т. п. существуют ещё права ребёнка на свободное развитие его личности и культурное развитие. И вот именно об этих правах пойдёт речь, потому как они наиболее часто нарушаются нами, взрослыми.  Ответим на вопрос: «Какие же это права?» 
1. Право на отстаивание своих интересов, игрушек и другого принадлежащего им имущества.

2. Право на свободное передвижение по данной территории (детской площадке).

3. Право на выражение возникающих чувств и эмоций.

4. Право на свободный выбор партнёров по играм и друзей.

5. Право на защиту от всех форм физического (даже от подзатыльников и шлепков по попе!) или психологического насилия, оскорблений и злоупотреблений, отсутствия заботы, небрежного или грубого обращения.

6. Право на уважение человеческого достоинства ребенка, даже в методах поддержки дисциплины.

7. Право на собственное мнение и индивидуальность.

8. Право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (лепить из снега или песка, например).

9. Право на уважение личной жизни.

10. Право на защиту, заботу и помощь взрослых в любых ситуациях (даже самых незначительных на наш взгляд).

 
    Многие из этих прав официально зафиксированы в Международной конвенции по правам ребёнка. И осуществление этих прав может подвергаться некоторым ограничениям, но только тем, которые предусмотрены законом и которые необходимы для уважения прав других лиц. В остальных случаях они должны быть неукоснительно соблюдены
  Важно понимать,  что нам мешает соблюдать права детей   в процессе общения с ними : 
1. Приказы, команды: убери, перестань, быстро домой, замолчи и т. д. - несут неуважение к ребёнку, который начинает чувствовать себя бесправным, а то и брошенным в беде. 
2. Предупреждения, предостережения, угрозы: "если ты не прекратишь плакать, я уйду", "смотри, как бы не стало хуже", - загоняют ребёнка в тупик, при частом повторении ребёнок привыкает и перестаёт на них реагировать.
3. Мораль, нравоучения, проповеди: "Ты обязан вести себя как подобает". Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое. Значит ли это, что с детьми не надо беседовать о моральных нормах и правилах поведения? Совсем нет. Однако делать это надо только в их спокойные минуты, а не в накаленной обстановке.
4. Советы, готовые решения: "А ты возьми и скажи...", "По-моему, нужно пойти и извиниться". Дети не склонны прислушиваться к нашим советам. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он еще мал и неопытен, а мы умнее его и наперед все знаем. Такая позиция родителей – позиция "сверху" – раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме.
5. Доказательства, логические доводы, нотации, "лекции": "Пора бы знать, что нельзя грязными руками…", "Сколько раз тебе говорила…". И здесь дети отвечают: "Отстань", "Сколько можно", "Хватит!". В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает то, что психологи называют "смысловым барьером", или "психологической глухотой".
6. Критика, выговоры, обвинения: "На что это похоже!", "Опять все сделала не так!", "Вечно ты!..". Такие фразы вызывают у детей либо активную защиту, либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка.
7. Обзывание, высмеивание: "Плакса-вакса", "Ты плохая девочка", "Ну, просто дубина!", "Какой же ты лентяй!" Все это – лучший способ оттолкнуть ребенка и "помочь" ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются: "А сама какая?", "Ну, и буду таким!" 
8. Догадки, интерпретации: Одна мама любила повторять своему сыну: "Я вижу тебя насквозь и даже на два метра под тобой!", что неизменно приводило его в ярость. И в самом деле, кто из ребят (да и взрослых) любит, когда его "вычисляют"? За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.
9. Выспрашивание, расследование: "Нет, ты все-таки скажи", "Я все равно узнаю". Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И все таки лучше постараться вопросительные предложения заменить утвердительными.
10. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее, есть риск, что слова "я тебя понимаю", "я тебе сочувствую" прозвучат слишком формально. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе. А во фразах типа: "Успокойся", "Не обращай внимания!", "Перемелется, мука будет" он может услышать пренебрежение его заботами, отрицание или преуменьшение его переживания.

Подведем итог, соблюдение прав маленького ребенка будет заключаться в недопущении ситуаций описанных выше. Особенно это актуально в период адаптации детей к учреждению.

 

По материалам зарубежных и отечественных интернет –ресурсов.

Составитель: Яскевич Е.Н., педагог-психолог.

 

свернуть

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ОТ КИБЕРПРЕСТУПНИКОВ

Наиболее распространенный способ выманивания персональных данных – введение в заблуждение в ходе разговора в мессенджере.

Совершая звонок в мессенджере, злоумышленники представляются работниками банков, сообщают что в настоящий момент осуществляются подозрительные операции по банковской платежной карте или по вкладу. «Для установления личности» предлагают назвать свои данные, в том числе данные карты и личный номер, а также коды из смс-сообщений. В большинстве случаев злоумышленники обращаются по имени, могут также назвать последние 4 цифры банковской карты.

В Новополоцке местная жительница в ходе телефонной беседы с якобы сотрудником банка передала ему секретные сведения о реквизитах карты, своем идентификационном номере паспорта и коды из смс-сообщений от банка для подтверждения операций. В итоге женщина лишилась более 30 тысяч долларов, переведенных с нескольких ее счетов.

Злоумышленники настаивают на проведении отмены операций. Для этого предлагают установить указанную ими известную программу удаленного доступа к устройству. Затем, чтобы проверить баланс счета, просят войти в свой интернет-банкинг. В свою очередь, установленная программа предоставляет злоумышленникам возможность видеть все происходящее на телефоне или компьютере, в том числе введенный пароль для входа в банкинг.

После телефонного общения с якобы сотрудником банка женщина потеряла более 20 тысяч долларов. Мужчина, в ходе разговора в мессенджере представился сотрудником банка и указал, что прямо сейчас с ее карт-счета осуществляется попытка списания денежных средств и для отмены несанкционированной операции необходимо установить на мобильное устройство или компьютер дополнительное программное обеспечение, а также передать коды из смс-сообщений от банка. Установленная женщиной программа предоставила мошеннику удаленный доступ к  компьютеру, где с помощью кодов из смс он вошел в интернет-банкинг и перевел все деньги на свой счет.

Злоумышленники также представляются сотрудниками правоохранительных органов. Под предлогом совместного разоблачения недобросовестного сотрудника банка, который используя ваши данные, оформил заявку на кредит от Вашего имени. Убеждают взять еще несколько кредитов и перевести их на «специально созданный защищенный счет», а после окончания «спецоперации» вернуть все деньги. При этом суть этой «спецоперации» необходимо держать в тайне.

Такое преступление случилось в начале 2021 года. Молодая девушка из Витебска, мама двоих детей, после разговора с сотрудницей банка оформила на себя кредиты на потребительские нужды в трех банках города почти на 16 тысяч рублей, а полученные средства перевела мошенникам.

В августе и сентябре в Орше пожилой мужчина и рабочий завода в трёх банках взяли кредит на сумму более чем на 17 и 15 тысяч рублей каждый и, доверяя собеседникам из Viber, исполнили задания – перевели деньги на указанный киберпреступниками счет. Аналогичное преступление случилось в Витебске, рабочая крупного предприятия наличными взяла два кредита в банках на сумму более 9 тысяч рублей и через терминал перевела их на указанные ей злоумышленниками счета. И это только некоторые примеры.

Новым способом мошенники получают реквизиты банковской карты через детей держателей карт, в ходе общения в соцсетях под видом сверстников.

11-летняя девочка в ходе «дружеской» двухнедельной переписки в социальной сети с виртуальной подружкой, по ее просьбе передала собеседнице фотографии платежной карты матери, тем самым сообщив персональные данные. Заполучив данные карты, злоумышленники перевели с нее все имеющиеся средства. В ходе общения с ребенком, можно попросить передать и другие данные, такие как фотографии паспорта или смс-коды, что может повлечь открытие онлайн-кредита.

Получив доступ к аккаунту пользователя в соцсети (методом подбора пароля или вредоносного программного обеспечения), злоумышленник осуществляет рассылку сообщений интернет-друзьям и ждет отклика, убеждает под разными предлогами передать денежные средства или конфиденциальную информацию, например фото банковской карты.

Взломав аккаунт студентки витебского ВУЗа, от ее имени отправили сообщение с просьбой оказать материальную помощь на указанную банковскую карту в связи со скоропостижной смертью ее матери. Или от имени сестры, прислали сообщение с просьбой оплатить кредит, так как в этом месяце много потратила, а деньги вернет после зарплаты.

Или например другое сообщение: «Привет, у тебя есть действующая банковская карточка? Мою заблокировали, а как раз сегодня мне должны перечислить деньги. Можно я дам реквизиты твоей карты, на нее придут деньги, потом отдашь мне. В долгу не останусь!»

Злоумышленники также пользуются методом фишинга, который заключается в том, чтобы подделать страницу платежной системы и получить данные банковской карты владельца. Фишинговый сайт – это страница сайта созданная как точная копия настоящей. Чаще всего подделывают платежные системы и почтовые сервисы (Белпочта, Европочта, СДЭК). Поддельные страницы присылают в мессенджерах продавцам товаров с сайтов объявлений якобы для получения предоплаты за товар, на который оформлена доставка. В таком случае фишинговые страницы содержат сведения о продаваемом товаре и абсолютно повторяют фирменный стиль и сервисы сайта, в том числе и  онлайн-консультанта. Злоумышленники убеждают продавца товара ввести данные банковской карты, включая имя владельца, полный номер, срок действия и трехзначный код с обратной стороны карты. Данные, которые заполучает создатель страницы, дают ему возможность перевести все деньги с карты владельца. Отличием фишингового сайта является то, что ссылка на него направляется лично в мессенджере, а интернет-адрес в названии похож на настоящий, но имеет незаметное отличие в одной букве или цифре.

Примеры фишинговых страниц: belpochta.by, bellpost.by, belpocht.by, belpost.be, europocha.be, kufar.cc, bel-bank.online.by.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ОТ КИБЕРПРЕСТУПНИКОВ 

  • Никому ни под каким предлогом не передавать номер банковской карты, срок действия, трехзначный секретный код на обороте, логины и пароли доступа к банкингу, смс-коды от банка.
  • Подключить услугу «3D Secure» и установить лимиты на суммы онлайн-операций (нужно подключить в настройках банкинга или в банке).
  • Не устанавливать программы и не переводить деньги по указанию, полученному по телефону даже от работников банка или милиции.
  • При поступлении звонка в мессенджере от работника банка, закончить разговор и перезвонить в банк самостоятельно.
  • При онлайн-оплате, в том числе услуг такси, проверять адрес сайта и использовать отдельную карту (виртуальную), хранить на ней небольшие суммы.

Актуальная информация о совершаемых киберпреступлениях доступна в Телеграм-канале «Цифровая грамотность»: https://t.me/cifgram

 

Управление по противодействию киберпреступности

УВД Витебского облисполкома

свернуть

О порядке использования авиамоделей, беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве Республики Беларусь

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что в Республике Беларусь систематически допускаются нарушения порядка использования воздушного пространства с применением авиамоделей и беспилотных летательных аппаратов. Основной причиной этому служит незнание либо игнорирование владельцами (пользователями) указанных летательных аппаратов требований законодательства по организации и выполнению полетов.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2016 №81 «Об использовании авиамоделей» под авиамоделью понимается летательный аппарат без человека на борту, управление полетом которого возможно только при условии визуального контакта с ним, а также неуправляемый свободнолетающий аппарат.

Порядок использования авиамоделей установлен Правилами использования авиамоделей в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.08.2016 №636.

Запрещается использование авиамоделей:

- в пределах зон, запрещенных для использования авиамоделей, без согласования с государственными органами (организациями), в интересах которых установлены такие зоны согласно перечню (ознакомиться с графическим перечнем можно на сайте ГУП «национальное кадастровое агентство»);

- в случаях, определяемых Службой безопасности Президента Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной охране»;

- на высоте, превышающей 100 метров от уровня земной (водной) поверхности;

- общей массой боле 0,5 килограмма без соответствующей маркировки авиамодели.

При использовании авиамодели пользователь обязан:

- выполнять требования, предусмотренные вышеуказанными Правилами;

- соблюдать правила ее эксплуатации и выполнять требования безопасности, предусмотренные производителем (изготовителем) авиамодели;

- принимать все возможные меры (вплоть до прекращения использования авиамодели) в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровья и (или) имуществу физического лица (индивидуального предпринимателя), имуществу юридического лица.

Нарушение правил использования воздушного пространства влечет за собой административную ответственность по ст.18.35 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях с наложением взыскания в виде предупреждения или штрафа (на физическое лицо – до 20 базовых величин, на юридическое лицо – до 50 базовых величин). Ответственность за повторное совершение такого же правонарушения в течение года наказывается штрафом: для физического лица – от 10 до 50 базовых величин, для юридического лица – от 20 до 100 базовых величин.

В настоящее время законодательством прямо не предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил использования беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве Республики Беларусь. Однако, в зависимости от наступивших последствий действия виновного лица могут быть квалифицирован по ст.ст.147, 149, 153, 155, 218, 219, 314, 339, 289 Уголовного кодекса Республики Беларусь либо иным статьям Особенной части вышеуказанного кодекса.

 

 Прокурор города Витебска

старший советник юстиции                                       А.С. Шкляревский

 

свернуть