Безопасность

СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ТАКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Последние несколько десятилетий в мире отмечается бурный рост компьютерных технологий. Практически все трудоспособное население страны, так или иначе вовлечено в активности, связанные с вычислительными ресурсами, чаще всего происходящими в сети Интернет. Проникновение Интернет активностей в молодежную среду специалистами также оценивается как близкое к 100%. На фоне развития компьютерных технологий отмечается и значительный рост преступлений с ними связанных. Более 90% из выявленных преступлений составляют хищения путем использования компьютерной техники. Также отмечается рост количества преступлений в сфере информационной безопасности.

В дальнейшем прогнозируется, что развитие IT-отрасли и финансово-кредитной сферы, будут способствовать сохранению тенденции увеличения числа преступлений по направлению деятельности в сфере высоких технологий.    

Статья 212. Хищение путем использования компьютерной техники. 

Необходимо отметить, что ответственность за деяния, предусмотренные ст.212, наступает с 14-летнего возраста. В зависимости от суммы максимальное наказание варьируется от 3 до 12 лет лишения свободы. 

В настоящее время участились случаи совершения противоправных действий, когда мошенники осуществляют звонки с использованием подмены номера (IP-телефония), что в свою очередь позволяет использовать номера, которые похожи на номера банков с официальных сайтов. Также для осуществления звонков используется мессенджер «Viber»  с изображением логотипа банковского учреждения, данный тип мошенничества называется «ВИШИНГ».

При установлении контакта с потенциальной жертвой мошенники представляются сотрудниками банковского учреждения, сообщают о попытках совершения подозрительных операций по счету, предлагают подтвердить их легитимность. После чего завладевают реквизитами платежных карточек (номер, срок действия карточки, СVV/CVC-код), СМС-кодами, направляемыми от имени банковского учреждения.

 

Что необходимо знать гражданам в следующих случаях:

1)      Поступают звонки с анонимного номера или номера схожего с номером банка.

Сотрудники банка не вправе выяснять в ходе телефонной беседы конфиденциальные сведения о клиенте (полный номер банковской платежной карты, срок ее действия, CVV-код, личный номер паспорта клиента, содержание СМС-сообщений от банка, и т.п.).

2)      Собеседник просит вас скачать какие-либо приложения с магазина приложений “Play Market” или “App Store”.

Сотрудники банка никогда не просят устанавливать какие-либо приложения, так как программы, предлагаемые для скачивания «лжебанкирами», являются программами удаленного доступа и управления компьютерами и другими устройствами под управлением Windows, MacOS и Linux.  

3)      СМС якобы от банка приходит в новую переписку.

Не спешите переходить по ссылкам в сообщениях, предоставленных якобы банком.

4)      Собеседник не может ответить на простые вопросы, при условии того, что настоящий сотрудник банка видит на экране компьютера всю информацию о клиенте, которая есть в базе банка.

Если собеседник не готов ответить на простой вопрос, например, назвать остаток по карте или последнюю операцию, то вероятно это мошенник.

5)      Собеседник спрашивает данные карты или СМС-код.

Смс-код — один из главных паролей. Сотрудники банка никогда его не спросят, так же как и CVV на обратной стороне карты.

6)      Вам обещают выгоду без усилий.

Чтобы завлечь жертву, мошенники обещают солидный доход быстро и без усилий: суперприбыльную работу, беспроигрышные конкурсы, курсы, которые сделают всех богатыми. Но мошенники могут взять предоплату за обучение и пропадут. Или посулят приз и выманят у вас данные карты якобы для перевода выигрыша.

7)      Собеседник торопит вас или пытается переубедить.

Сотрудник банка никогда не будет настаивать или торопить клиента.

8)      Ошибки в сообщении.

У банка есть бдительные редакторы, а вот мошенники пишут с ошибками. Не дайте неграмотному преступнику вас обмануть.

9)      Имя отправителя написано неправильно.

Мошенники регистрируют адреса, похожие на названия банков. Тут срабатывает особенность восприятия: мы считываем смысл слов даже, если буквы в них перепутаны. Когда приходит такое смс, вас должно насторожить ещё и то, что сообщение оказалось в новой переписке.

 

ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ:

Если вы хотите убедиться в надёжности собеседника, спросите его имя, а после перезвоните в банк по официальному номеру и попросите переключить на человека, который вам звонил.

⮚ Если не уверены в собеседнике, попросите его назвать номер карты или остаток на счёте.

⮚ Не паникуйте, если вам сообщают о блокировке счета. Позвоните в банк по номеру, указанному на сайте или на карте.

⮚ Не обращайте внимание на обещания лёгких денег или выгоды без усилий.

⮚ Если собеседник торопит вас или спрашивает смс-код, то вы говорите с мошенником!

⮚ Внимательно читайте сообщения из банка. Мошенники используют имена отправителей, похожие на названия банков, и допускают ошибки в тексте.

 

Вторая разновидность мошенничества называется «ФИШИНГ».

Целью данной разновидности мошенничества является получение не только учетных данных от каких-либо сервисов (логин и пароль), но и данных платежной карты (номер, срок действия, имя и фамилия держателя и CVC2/CVV2 код). Это достигается путем направления пользователю в мессенджерах либо по электронной почте от имени известных брендов ссылки на сайт, внешне не отличимый от официального. После того как пользователь попадает на поддельную страницу, мошенники пытаются различными психологическими приемами побудить пользователя ввести на поддельной странице свои логин и пароль, а также реквизиты банковской платежной карты, что позволяет в дальнейшем мошеннику получить доступ к аккаунтам и банковским счетам.

Пример маскировки под площадку Kufar.by

На данный момент известно о 6 типичных схемах мошенничества. Они направлены как на продавцов, так и на покупателей товаров.

Схема обмана продавцов № 1 (Предоплата)

Преступник находит продавца на официальной площадке объявлений, копирует его контактные данные, но на площадке не пишет, поскольку пересылка фишинговых ссылок там невозможна. Ищет номер продавца в мессенджерах или пишет в соцсетях, представляясь якобы покупателем с Куфара.

Говорит, что уже совершил предоплату. Высылает продавцу ссылку на поддельную страницу, где продавцу нужно ввести номер своей карты для того, чтобы получить деньги. Среди данных, которые просит злоумышленник: номер карты, имя держателя, срок действия, CVV-код на оборотной стороне карты.

Иногда мошенник также просит продавца предоставить СМС-код подтверждения платежа, ссылаясь на то, что перевел предоплату и хочет убедиться, что она поступила на счет продавца.

С помощью собранных данных мошенник может попытаться перевести с карты жертвы некую сумму денег, и, если на счете будет достаточно средств, ему это удастся.

Схема обмана продавцов № 2 (Предоплата)

Если предыдущая схема успешно сработала, мошенник может повторно сам связаться с покупателем или представиться службой поддержки и сказать, что произошла ошибка.

Чтобы вернуть ошибочно переведенные средства, он предложит перейти на фишинговый сайт и снова ввести данные своей карты.

Если продавец это сделает, мошенник может повторно списать деньги.

Схема обмана покупателей № 1 (Доставка базовая)

Преступник выставляет товар на официальной площадке объявлений по крайне выгодной цене.

Когда потенциальный покупатель пишет ему, преступник убеждает перейти в мессенджер или социальную сеть под предлогом того, что там удобнее общаться.

Во время общения мошенник уговаривает покупателя на предоплату или доставку под любым предлогом: уехал из города, нет времени.

Чтобы развеять сомнения покупателя, говорит о новой услуге холдирования средств, которая появилась на Куфаре: если доставки не будет, Куфар автоматически вернет средства на карту.

Высылает покупателю ссылку на поддельную страницу, которая имитирует страницу сервиса «Куфар Доставка» или интернет-банкинга, где нужно ввести данные карты, чтобы совершить предоплату. В качестве данных карты покупателя просят заполнить номер карты, имя держателя, срок ее действия, CVV-код (3 цифры на оборотной стороне карты). В некоторых случаях злоумышленник может попросить назвать проверочный код из СМС-уведомления банка.

Как только пользователь вводит данные своей карты, с нее списываются деньги, посылка, естественно, не приходит и средства не возвращаются.

Схема обмана покупателей № 2 (Доставка повторная)

После того, как предыдущая схема полностью реализована, и покупатель начинает подозревать, что его обманули, мошенник повторно связывается с покупателем.

Говорит, что произошла ошибка, товар уже забрали (или передумал подавать), готов вернуть деньги.

Высылает ссылку на поддельную страницу возврата средств, где покупателю нужно ввести все те же данные своей карты и точную сумму, которую ему должны вернуть.

После того, как покупатель повторно вводит данные своей карты, с его счета повторно списываются деньги.

Схема обмана покупателей № 3 (Возврат средств)

После того, как мошенник реализовал схему «Доставка», он пишет пострадавшему покупателю, представляется службой поддержки Куфара.

Говорит, что посылка была не доставлена, извиняется и рассказывает про возможность возврата средств за посылку.

Присылает ссылку на фишинговую страницу, где покупателю снова нужно ввести данные своей карты и сумму, которая соответствовала сумме предыдущего списания.

После того, как покупатель повторно вводит данные, мошенник снова крадет деньги с банковского счета.

Схема обмана покупателей № 4 (Мошенничество с накладными)

Преступник выставляет товар по очень выгодной цене на официальном сайте.

Когда потенциальный покупатель пишет ему на Куфаре, под любым предлогом предлагает перейти в мессенджер.

Уговаривает отправить товар по почте. При этом мошенник специально создает ажиотаж вокруг объявления. Он может говорить, что буквально на днях уезжает из города, или что товар готовы купить другие покупатели.

Продавец говорит, что можно оплатить товар уже после того, как он его отправит, при этом готов предоставить доказательства.

Если покупатель соглашается, в качестве доказательства отправки мошенник высылает ссылку на поддельную страницу трекинга посылки или скан поддельного документа об оплате. Минимальное знание фотошопа позволяет преступнику сымитировать квиток любой службы доставки, будь то СДЭК, Белпочта или любая другая компания.

После того, как покупатель поверил, что посылка отправлена, мошенник присылает ссылку на фишинговую страницу, где нужно оформить перевод суммы за товар.

Как только пользователь вводит данные своей карты, с его счета списываются деньги, а посылка, естественно, не приходит.

Рекомендации:

1. К любым операциям, производимым с использованием Вашей банковской карты, относится максимально внимательно и осторожно. Терять бдительность никогда нельзя.

2. Для оплаты покупок в Интернете завести отдельную карту с отдельным счетом и не хранить на ней много денег.

3. Если Вам прислали ссылку на почтовый ящик, в мессенджер или SMS-сообщением, то, независимо от того кто прислал, даже если это Ваш друг, знакомый, государственный орган или организация, с которой Вы постоянно ведете переписку, или абсолютно незнакомый человек, прежде чем ее открывать, следует особенно внимательно проверить доменное имя. При возникновении малейшего сомнения, что ссылка ведет не на официальный ресурс, ее необходимо проверить. Сделать это можно отыскав в интернете официальный сайт и сверив домен, либо проверив информацию о дате регистрации домена (у фишинговых обычно от нескольких дней до нескольких месяцев) на интернет-ресурсе https://hb.by/whois.aspx или подобные ему (например: https://whois.net, https://whois.domaintools.com) в поле «CreationDate».

Если стали жертвой мошенников:

Если ввели данные банковской карты, то необходимо в срочном порядке произвести ее блокировку, позвонив в банк либо, в интернет-банкинге либо три раза введя неверный пароль, с последующей ее заменой.

Если ввели авторизационные данные от интернет-банкинга, то необходимо немедленно звонить в банк и сообщить о компрометации учетных данных от интернет-банкинга.

В случае необходимости обратиться в правоохранительные органы с заявлением о мошенничестве.

Статья 349. Несанкционированный доступ к компьютерной информации

Ответственность за деяния, предусмотренные ст.ст. 349-355, наступает с 16-летнего возраста.

Например – несанкционированный доступ (открытие и просмотр файлов, писем, переписки личных данных пользователя и т.п., в нарушение установленного законодательством порядка) к электронной почте, учетным записям на различных сайтах, в том числе в социальных сетях, к информации, содержащейся на компьютере, в смартфоне и защищенной от доступа третьих лиц.

Статья 350. Модификация компьютерной информации 

В качестве примера можно привести произведенные изменения компьютерной информации в системе либо сети, которые затрудняют либо исключают ее дальнейшее использование.

Статья 351. Компьютерный саботаж 

Здесь мы говорим об умышленном уничтожении (удалении, приведении в непригодное состояние, шифровании) компьютерной информации либо ее блокировании (например, путем смены пароля доступа, изменении графического ключа и т.д.).

Статья 352. Неправомерное завладение компьютерной информацией 

В данном случае учитываются действия, связанные с копированием какой-либо значимой информации (в обязательном порядке не находящейся в открытом доступе, т.е. защищенной паролем, либо содержание логинов и пароле от учетных записей полученные путем их «взлома»), повлекшие причинение существенного вреда. К примеру – копирование писем из электронной почты, личной переписки из социальных сетей, закрытых для просмотра третьими лицами.

Статья 353. Изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети 

Статья достаточно специфична и применяется при разработке, изготовлении и сбыте специальных программ и устройств, предназначенных для осуществления несанкционированных доступов. Примером может служить изготовление и сбыт средств (смарт-карт, чипов и т.п.) для неправомерного просмотра зашифрованных телевизионных каналов.

Статья 354. Разработка, использование либо распространение вредоносных программ 

К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены лица за разработку вредоносного программного обеспечения, а также разработку и использование вирусов, например блокирующих смартфоны либо шифрующих компьютерную информацию на серверах.

Статья 355. Нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети 

Указанная статья может быть применена к лицам, имеющим доступ к компьютерным сетям (в том числе к абонентам интернет-провайдеров) и системам, в которых хранится значимая информация, халатные действия которых привели к нарушению функционирования таких систем либо нарушению правил их использования.

Необходимо отметить, что преступность в сфере противодействия киберпреступности характеризуется высокой степенью латентности, в результате чего реальное количество киберинцидентов существенно выше.

В 2020 году на территории Гомельской области наблюдалась отчетливая тенденция роста количества фактов совершения противоправных деяний в сети Интернет, которые выражались с одной стороны в совершении хищений с карт-счетов граждан путем использования компьютерной техники, с использованием таких видов мошенничеств, как «вишинг» и «фишинг», с другой стороны, во «взломе» и несанкционированном использовании учетных записей пользователей в социальных сетях. Во всех случаях злоумышленники пользуются излишней доверчивостью и неосмотрительностью самих пользователей, а также их халатным подходом к обеспечению безопасного использования сети Интернет.

Преступник получает несанкционированный доступ к средству связи с потенциальным потерпевшим, обычно это учетные записи в социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники, электронные почтовые ящики, аккаунты в различных программах, предназначенных для обмена сообщениями, например Skype. Чаще всего это становится возможным ввиду небрежного отношение владельца сайта к обеспечению сохранности конфиденциальной информации (логинов, паролей) о пользователях либо беспечности самих пользователей. При этом такая беспечность со стороны пользователей может проявляться в:

попадании на удочку лиц, создавших «фишинговый» (имитирующий настоящий) сайт;

вводе логинов и паролей от своих учетных записей в социальной сети или электронных почтовых ящиков на иных, не имеющих отношения к функционированию указанных сервисов, сайтах;

использовании идентичных реквизитов для авторизации на различных ресурсах;

использовании слишком легких паролей;

установке непроверенного программного обеспечения, предлагаемого на различных сайтах, в том числе, когда такие приложения требуют ввод платежных реквизитов, учетных данных электронной почты или аккаунта в социальной сети;

отсутствии на устройствах средств, позволяющих блокировать работу вредоносных программ и др.

Получив реквизиты, злоумышленник заходит в учетную запись жертвы и осуществляет рассылку контактам владельца взломанной учетной записи сообщений мошеннического характера.

Далее преступнику остается ждать отклика от ничего не подозревающих собеседников и проявлять свои способности в риторике и убеждении.

Учитывая изложенные выше факты, приведем некоторые рекомендации для пользователей сети интернет, которые могут снизить вероятность совершения в отношении них противоправных деяний:

ЗАЩИТА ОНЛАЙН-БАНКИНГА

Необходимо: 

Хранить в тайне пин-код карты и другие банковские карты

Прикрывать ладонью клавиатуру при вводе пин-кода

Оформить отдельную карту для онлайн-покупок и не держать на ней большие суммы

Использовать лимиты на максимальные суммы онлайн-операций

Скрыть CCV-код на карте (трехзначный номер на обратной стороне), предварительно сохранив его

Не рекомендуется:

Хранить пин-код вместе с карточкой/на карточке

Сообщать CVV-код или отправлять его фото

Распространять свои паспортные данные (информацию личного характера, номер мобильного телефона) «логин» и «пароль» доступа к системе «Интернет-банкинг»

Сообщать данные, полученные в виде SMS-сообщений, сеансовые пароли, код авторизации, пароль 3-D Secure и т.д.

НАДЕЖНЫЕ ПАРОЛИ

Необходимо:

Создавать персональные (уникальные) пароли к разным сервисам

Использовать сложные пароли: минимум 10 символов, одновременно цифры, строчные и прописные символы, знаки пунктуации и другие символы

Доверять только проверенным менеджерам паролей

Не рекомендуется:

Использовать повторения символов

Хранить пароли на бумажных носителях

Использовать в качестве пароля свой логин (имя пользователя, учетная запись, никнейм)

Сохранять пароли автоматически в браузере

Использовать биографическую информацию в пароле

БЕЗОПАСНЫЙ WI-FI

Необходимо:

Отключить общий доступ к своей WI-FI точке, даже если у вас «безлимитный» Интернет, и использовать надежный пароль к ней

Обновить прошивку роутера и сменить пароль к административной панели

Запретить автоматическое подключение своих устройств к открытым WI-FI точкам

Не рекомендуется:

Вводить свой логин и пароль доступа к учетной записи (странице) или системе банковского обслуживания при подключении к бесплатным (открытым) точкам WI-FI в кафе, транспорте, торговых центрах и т.д.

ПРОВЕРЕННЫЕ БРАУЗЕРЫ И САЙТЫ

Необходимо: 

Обновлять браузеры и плагины

Использовать VPN

Не рекомендуется:

Переходить по непроверенным ссылкам

Вводить информацию на сайтах, если соединение не защищено

Сохранять персональные данные в браузере

БЕЗОПАСНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ

Необходимо: 

Подключить двухфакторную аутентификацию

Использовать разную почту для переписок и для регистрации на сайтах

Использовать СПАМ-фильтры

Не рекомендуется:

Реагировать на письма от неизвестного отправителя – скорее всего это спам или мошенники

Открывать подозрительное вложение к письму – сначала позвоните отправителю и узнайте, что это за файл

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ, СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И МЕССЕНДЖЕРОВ

Необходимо:

Устанавливать приложения только из PlayMarket, AppStore или из проверенных источников

Обращать внимание, к каким функциям устройства приложение запрашивает доступ

Обмениваться сообщениями в соцсетях и мессенджерах, только полностью удостоверившись в личности собеседника, не реагируя на сомнительные просьбы и предложения

Не рекомендуется:

Размещать персональную и контактную информацию о себе в открытом доступе

Указывать геолокации на фото в постах

Отвечать на обидные выражения и агрессию в социальных сетях – лучше напишите об этом администратору ресурса

Употреблять ненормативную лексику при общении

Устанавливать приложения с низким рейтингом и отрицательными отзывами.

К сожалению, дать рекомендации о поведении в каждом возможном случае нельзя, но в общем можно предложить пользователям в любой ситуации не терять бдительность и критическое отношение к происходящему в сети Интернет.

В случае совершения в отношении Вас противоправных деяний, рекомендуем Вам в кратчайшие сроки обратиться в органы внутренних дел по месту жительства либо обнаружения факта совершения преступления.

Ваша бдительность убережет Вас и Ваших знакомых от противоправных посягательств со стороны третьих лиц!

 

свернуть

Безопасный отдых на природе

Еще одна весенняя «проблема» – любители отдыха на природе. Отправляясь на «шашлыки», народ выбирает живописные места. Но, уезжая, люди забывают потушить костер, оставляют битое стекло, бросают в траву окурки. А ведь порывом ветра огонь разносится на большие расстояния, сжигая все на своем пути.

Чтобы отдых на природе был действительно безопасным:

- мангал или гриль устанавливайте на расстоянии, исключающем возможность возникновения пожара;

- при розжиге не используйте горючие жидкости;

- не оставляйте в местах отдыха непотушенные костры, спички, окурки, стеклянные бутылки (на солнце они работают как увеличительные стекла, фокусируют солнечный свет и поджигают траву);

- не проходите мимо горящей травы, при невозможности потушить пожар своими силами, сообщайте о возгораниях в МЧС по номеру «101 или 112».

Что делать если случился пожар?

 Если вы обнаружили развивающийся травяной пал, постарайтесь затушить его самостоятельно. Иногда достаточно засыпать пламя грунтом или песком. Но самым простым и эффективным способом тушения пожаров средней интенсивности является сбивание огня с кромки пожара с помощью связок прутьев или молодых лиственных деревьев. Если же рядом не оказалось подручных средств, допускается затоптать пламя, соблюдая правила личной безопасности.

Если вы не можете потушить пожар своими силами, незамедлительно звоните по телефонам службы спасения 101 и 112! и сообщить следующие сведения:

-адрес, где обнаружено загорание или пожар;

-объект, где происходит пожар: во дворе, в квартире, в подъезде и т.д.;

-что конкретно горит: телевизор, мебель, автомобиль и т.д;

Диспетчер попросит вас уточнить: номер дома, подъезда, квартиры, на каком этаже горит, откуда удобнее подъехать, код для входа в подъезд, есть ли опасность для людей и т.д., а также вашу фамилию и телефон.

Говорить необходимо по телефону четко и спокойно, не торопясь.

Знайте! Пока вы сообщаете о пожаре, спасательные подразделения уже подняты по тревоге и следуют к месту вызова (все необходимые сведения спасателям передадут по рации).

 

Инспектор сектора пропаганды

и взаимодействия с общественностью

Витебского городского отдела по  ЧС                                                                         

Панкова Ю.А.

 

свернуть

Правила безопасности детей в лифте

            Важно понимать: маленький ребенок воспринимает лифт, как аттракцион. Для него открывать и закрывать двери, нажимать на разные кнопочки, кататься вверх – вниз по разным этажам – это игра. Поэтому необходимо донести до его понимания информацию о том, что:

  • лифт – это вид транспорта, а не игрушка;
  • подъемное оборудование от неправильного использования может сломаться;
  • если не соблюдать правила безопасного поведения в лифте можно пораниться или застрять и сильно напугаться.

            Если вы разрешаете ребенку ездить в лифте самостоятельно, научите его пользоваться этим оборудованием и снабдите мобильным телефоном.

Помните!

  1. Маленькие дети могут пользоваться лифтом только в сопровождении родителей. При этом первым должен заходить в кабину взрослый, а затем малыш. И наоборот, выходят в первую очередь детки, а потом родители.
  2. Безопаснее всего при выходе из лифта с младенцем в коляске, взять его на руки.
  3. Ребенок должен знать, что в кабине лифта запрещено прыгать, стучать, наживать все кнопки подряд.
  4. Если ребенок один, ему не стоит заходить в лифт с незнакомыми пассажирами. Лучше пройтись по ступенькам или подождать, пока кабинка не освободиться.
  5. Если ваша квартира не на высоких этажах, детям полезнее и безопаснее всегда ходить пешком (впрочем, как и взрослым).

            Научите ребенка правилам безопасности в лифте

Покажите ребенку, как работает лифт:

— как его вызвать;

— как нажимать нужный этаж;

— кнопку «стоп», которой можно пользоваться, если ошибся этажом;

— кнопку вызова диспетчера, чтобы ребенок мог ею воспользоваться, если заклинят двери или застрянет кабина.

            Важно знать: определенные модели современных лифтовых подъемников не срабатывают, если вес пассажира не достигает 40 кг (в среднем это вес 10 – 12-ти летнего ребенка, который вполне может самостоятельно и правильно пользоваться лифтом).

            Покажите своему чаду все таблички с норами телефонов и другой информацией возле лифта и в кабине. Прочитайте и объясните правила поведения. Разработайте с ребенком стратегию, как он должен себя вести в экстренной ситуации.

            Если малыш застрял в лифте, но опасности для здоровья нет, объясните, как получить помощь и о необходимости ее дождаться. Попытки покинуть кабину своими силами опасны, лифт может начать работать, что приведет к трагедии.

            Но если оставаться в лифте опасно, например, присутствует задымление, начинается пожар, ребенок, связавшись со спасателями, должен покинуть опасное место любым способом. Предупредите ребенка, что не в каждом подъемнике работает мобильная связь, в таких случаях он не сможет дозвониться родителям.

            Главное никогда не паниковать и выполнять правильные действия. Самая лучшая защита — безопасное поведение!

свернуть

Правила безопасности на батуте для детей

Если вы приобрели батут у добросовестного производителя, то можете быть уверены, что в конструкции этого спортивного инвентаря продумано все до мелочей. Ваш ребенок не травмируется о страхующую сетку, швы и т.д. Однако даже во время игр на технически продуманном инвентаре можно получить травму, если не соблюдать элементарные правила поведения на надувном батуте для детей. Ознакомьте с ними вашего ребенка до начала прыжков.

Сделайте небольшую разминку. Прыжки на батуте – это та же физическая активность. Как и при любой физнагрузке можно травмировать связки, если делать ее на «неразогретые» мышцы. Выступите для детворы тренером и проведите перед началом прыжков небольшую разминку. Или предоставьте им любую другую необременительную работу, в течение которой они разогреют мышцы.

Убрать посторонние предметы. Обувь, ремни, солнечные очки – все должно остаться за пределами батута. Не позволяйте детям забираться на батут с игрушками, даже самыми любимыми. Объясните им, что миниатюрная сережка, пряжка ремня или нечаянно выпавшие из кармана ключи могут нанести травму. Вдобавок ко всему любой из этих предметов может проколоть батут. Главным правилом поведения на батуте для детей должно стать: «Заходя на батут, оставь все лишнее снаружи».

Батут предназначен для прыжков. Любые посторонние действия во время нахождения на батуте могут нанести вред окружающим. Если ребенок устал и решил передохнуть, пусть сделает это за пределами батута. Сальто, прыжки навстречу друг другу, кувырки через голову и иные акробатические трюки, которые сбивают с ног рядом находящихся детей, запрещены на батуте правилами безопасности.

Никакой еды. Ни в коем случае не допускайте своего ребенка на батут с пищей во рту (конфетами, печеньями, жевательными резинками). С едой стоит быть осторожнее даже тем, кто находится вне батута. Если вы решили попить горячего чайку, сделайте это подальше от бортов спортивного инвентаря. Лучше отойти примерно на 1,5 метра и быть уверенным, что чье-то неловкое движение никому не навредит.

Обстановка близ батута. Пространство под сетчатыми конструкциями не предназначено для хранения. Во время игр детей следите, чтобы под батут не забирались животные и детвора. Оцените территорию, на которую вы будете устанавливать спортивный инвентарь. Лучше, если это будет травяной газон. В любых правилах безопасности к надувному батуту прописано, что рядом с ним не должно быть выпирающих острых предметов. Лучше всего, если от стенок батута до находящихся рядом заборов, деревьев, построек будет около 1 м.

Постоянно следите за ребенком. Место, где вы установили собственный батут, должно хорошо просматриваться со всех сторон дачного участка. Даже если во время прыжков ребенка вы занимаетесь своими делами, постоянно следите за ним. Не оставляйте его на длительное время без присмотра.

Не превышайте максимально допустимое количество детей на батуте. Прежде чем писать инструкции по эксплуатации, производитель провел все необходимые испытания. Максимальное количество человек, которое может находиться на батуте, – то указание,  к которому лучше прислушаться, ведь на кону безопасность ваших детей. Все рассчитано, вам остается лишь следовать указаниям. Самыми безопасными являются прыжки в одиночку, но так как обычно дети любят резвиться в компании, то проследите хотя бы за тем, чтобы на батуте не создавалось давки.

Вход и выход через только соответствующие зоны. Дети очень любят искать нестандартные пути проникновения в помещение. Им может показаться, что очень удобно забираться через окна спортивного инвентаря, или выпрыгивать с батута на землю. Объясните им, что это небезопасно и может закончиться плачевно. Запрещается также виснуть на окнах с внешней стороны батута. Если в конструкции предусмотрена передняя площадка с мягкими лестницами, то ее нежелательно использовать для активных игр и прыжков. Ни в коем случае не позволяйте детворе прыгать в батут с других поверхностей: деревьев, крыши гаража и под.

Следите за целостностью батута и работой компрессора. Перед началом детских игр проверьте входной клапан надувной конструкции: не засорился ли он мусором. Оцените целостность батута: не появилось ли надрывов, порезов. Проверьте работу компрессора (и, конечно, не подпускайте к нему детей). Объясните детворе, что все, связанное с электричеством, работа взрослых. У сетчатых батутов перед началом прыжков проверяйте все крепежные элементы, целостность сетки.

Погодные условия. Скользкий батут – небезопасный батут. Если на улице идет дождь, или вы не успели собрать конструкцию на время дождя, дождитесь, пока он высохнет, прежде чем пускать резвиться на него детей по окончании непогоды.

При соблюдении всех этих несложных правил, прыжки на батуте принесут детворе и их родителям только радость.

свернуть

Техника безопасности для дошкольника. Эскалаторы

Многие родители знают о том, как защитить дошкольников от основных опасностей. Они внимательно следят за ними на пляже, возят в автокресле и не разрешают играть со спичками.

Однако малышей подстерегают и другие опасности, о которых не всегда догадываются взрослые. О чем нужно помнить родителям?

Эскалаторы

Детям очень нравятся эскалаторы, и родители с удовольствием пользуются ими вместе с малышом. Тем более, движущиеся лестницы можно найти не только в метро, но и в крупных торговых центрах.

Наиболее распространенные детские травмы на эскалаторе – это последствия падений. Нередко малыши травмируются, когда их руки, ноги, одежда или обувь попадают в движущиеся части эскалатора.

Правила безопасности на эскалаторе

  • Завязывайте шнурки на обуви малыша перед тем, как прокатить его на эскалаторе.
  • Ребенок должен стоять на эскалаторе лицом вперед, держась за поручень или руку взрослого до того момента, пока не сойдет с движущегося полотна.
  • Малыш не должен рассматривать поездку на эскалаторе как аттракцион: прыгать на ступеньках, баловаться и крутить головой по сторонам.
  • На всякий случай родителям стоит помнить, где находятся кнопки экстренной остановки эскалатора.

Магазинные тележки

Многие тележки для супермаркетов приспособлены для перевозки малышей. Помните, что такой способ транспортировки детей по магазину подвергает их риску падений и травм, а также… отравлений.

Не все родители знают, что тележки из супермаркета могут быть грязнее туалетов.

Правила безопасности при использовании продуктовой тележки

  • Категорически нельзя сажать ребенка внутрь тележки. Он может встать и выпасть через ее невысокие борта.
  • Если в тележке не предусмотрено сидение для малыша, вам придется носить его на руках или водить за руку.
  • Не сажайте на сидение тележки ребенка старше полутора-двух лет: ребенок может застрять.
  • Везите тележку с ребенком на безопасном расстоянии от полок с товарами. Малыш может схватиться за стоящие на них предметы и опрокинуть их на себя.
  • Не позволяйте ребенку самостоятельно возить тележку. Он может разогнать ее и удариться при столкновении. Кроме того, ребенок может травмироваться о выступающие части тележки.

Самое важное

Дошкольник выглядит совсем взрослым и сознательным, но и его могут подстерегать неожиданные опасности. Задача родителей – быть предусмотрительными и внимательными.

Даже если ребенку уже исполнилось пять лет, продолжайте соблюдать меры безопасности, которые вы предпринимали, когда он только начинал ходить, делая поправку на рост и вес.

 

свернуть

Как научить безопасности ребенка

Как научить безопасности ребенка

 

Маленький ребенок остался один без присмотра. На 10 минут или на 1,5 часа – вероятность беды практически одинакова. Спасателям из практики известны случаи, когда мама выходила во двор развесить белье, и этих нескольких минут было достаточно,  чтоб  ребенок поджёг полметра пола и получил смертельную дозу угарного газа. Статистика говорит о том, что возраст наибольшего риска – до 5-6 лет, когда малыш ещё не понимает всех последствий.

Конечно, на 100% от беды застраховаться никто не может. Но мамы и папы, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры могут научить малышей, как себя вести. Для начала нужно помнить, что маленькие дети, если что-то произошло или они стали виновниками огня, чаще всего пугаются и прячутся. Они боятся рассказать взрослым, что набедокурили.  Не умея действовать и не понимая опасности дыма,  малыши спасаются от огня под кроватями, в шкафах. 

В первую очередь объясните детям, что игры со спичками, печкой, розетками  могут привести к пожару, который сделает больно.  Лучшая форма подачи информации для них – это игра. Поиграйте с ним в «Что делаем если?..»  Не привлекая лишнего внимания к самим шалостям, потренируйте ребенка в первую очередь сообщать  взрослым и  покидать помещение, где что-то случилось. Не читайте ребенку нотаций. Просто беседуйте с ним, приводите примеры и проигрывайте различные ситуации. Знайте, что запрет скорее даст стимул ребенку попробовать в ваше отсутствие то, что нельзя,  поэтому говорить о безопасности с детьми нужно в доверительной манере, ни в коем случае не угрожать и не запугивать. При общении избегайте  употребления отрицательной частицы «не». Обсуждайте с ребенком происходящие ситуации – на улице, в домашней обстановке, по дороге в детский сад. Комментируйте, почему нужно поступать так, а не иначе и кто поступает неправильно. Периодически возвращайтесь к этим темам. Даже взрослому человеку рекомендуют повторение каждые полгода. 

Лучший способ научить детей правилам пожарной безопасности – собственный пример. Если папа говорит, что нельзя играть со спичками, но при этом сам чиркает зажигалкой или бросает окурки, то эффекта вряд ли можно добиться. Если мама говорит не топить печь открытой, но сама  забывает закрыть дверцы топочного отверстия – ребенок запомнит действие.  Лучший способ сделать жизнь детей безопасной – самим правильно пользоваться электроприборами, печным отоплением, быть осторожными с огнем и этому учить детей.  Кроме того, не оставляйте в доступности для малышей спички, зажигалки, другие опасные предметы.  

Уважаемые родители! Мамы-папы, бабушки-дедушки, старшие братья и сестры! Работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям предупреждают: не оставляйте маленьких детей дома одних.

свернуть

Защита прав и достоинств маленького ребёнка в семье и УДО

Защита прав и достоинств маленького ребёнка в семье и УДО

     В раннем детстве каждая ситуация записывается в подсознание  ребёнка и влияет на дальнейшее развитие его личности. Даже самые маленькие дети имеют равные социальные права, которые не должны нарушаться другими членами социальной группы (мамами и их малышами, играющими во дворе, например).
      Кроме общепонятных и общепризнанных прав ребёнка на жизнь, на имя, на гражданство, на охрану здоровья, на образование, на семейное благополучие и т. п. существуют ещё права ребёнка на свободное развитие его личности и культурное развитие. И вот именно об этих правах пойдёт речь, потому как они наиболее часто нарушаются нами, взрослыми.  Ответим на вопрос: «Какие же это права?» 
1. Право на отстаивание своих интересов, игрушек и другого принадлежащего им имущества.

2. Право на свободное передвижение по данной территории (детской площадке).

3. Право на выражение возникающих чувств и эмоций.

4. Право на свободный выбор партнёров по играм и друзей.

5. Право на защиту от всех форм физического (даже от подзатыльников и шлепков по попе!) или психологического насилия, оскорблений и злоупотреблений, отсутствия заботы, небрежного или грубого обращения.

6. Право на уважение человеческого достоинства ребенка, даже в методах поддержки дисциплины.

7. Право на собственное мнение и индивидуальность.

8. Право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (лепить из снега или песка, например).

9. Право на уважение личной жизни.

10. Право на защиту, заботу и помощь взрослых в любых ситуациях (даже самых незначительных на наш взгляд).

 
    Многие из этих прав официально зафиксированы в Международной конвенции по правам ребёнка. И осуществление этих прав может подвергаться некоторым ограничениям, но только тем, которые предусмотрены законом и которые необходимы для уважения прав других лиц. В остальных случаях они должны быть неукоснительно соблюдены
  Важно понимать,  что нам мешает соблюдать права детей   в процессе общения с ними : 
1. Приказы, команды: убери, перестань, быстро домой, замолчи и т. д. - несут неуважение к ребёнку, который начинает чувствовать себя бесправным, а то и брошенным в беде. 
2. Предупреждения, предостережения, угрозы: "если ты не прекратишь плакать, я уйду", "смотри, как бы не стало хуже", - загоняют ребёнка в тупик, при частом повторении ребёнок привыкает и перестаёт на них реагировать.
3. Мораль, нравоучения, проповеди: "Ты обязан вести себя как подобает". Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое. Значит ли это, что с детьми не надо беседовать о моральных нормах и правилах поведения? Совсем нет. Однако делать это надо только в их спокойные минуты, а не в накаленной обстановке.
4. Советы, готовые решения: "А ты возьми и скажи...", "По-моему, нужно пойти и извиниться". Дети не склонны прислушиваться к нашим советам. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он еще мал и неопытен, а мы умнее его и наперед все знаем. Такая позиция родителей – позиция "сверху" – раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме.
5. Доказательства, логические доводы, нотации, "лекции": "Пора бы знать, что нельзя грязными руками…", "Сколько раз тебе говорила…". И здесь дети отвечают: "Отстань", "Сколько можно", "Хватит!". В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает то, что психологи называют "смысловым барьером", или "психологической глухотой".
6. Критика, выговоры, обвинения: "На что это похоже!", "Опять все сделала не так!", "Вечно ты!..". Такие фразы вызывают у детей либо активную защиту, либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка.
7. Обзывание, высмеивание: "Плакса-вакса", "Ты плохая девочка", "Ну, просто дубина!", "Какой же ты лентяй!" Все это – лучший способ оттолкнуть ребенка и "помочь" ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются: "А сама какая?", "Ну, и буду таким!" 
8. Догадки, интерпретации: Одна мама любила повторять своему сыну: "Я вижу тебя насквозь и даже на два метра под тобой!", что неизменно приводило его в ярость. И в самом деле, кто из ребят (да и взрослых) любит, когда его "вычисляют"? За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.
9. Выспрашивание, расследование: "Нет, ты все-таки скажи", "Я все равно узнаю". Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И все таки лучше постараться вопросительные предложения заменить утвердительными.
10. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее, есть риск, что слова "я тебя понимаю", "я тебе сочувствую" прозвучат слишком формально. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе. А во фразах типа: "Успокойся", "Не обращай внимания!", "Перемелется, мука будет" он может услышать пренебрежение его заботами, отрицание или преуменьшение его переживания.

Подведем итог, соблюдение прав маленького ребенка будет заключаться в недопущении ситуаций описанных выше. Особенно это актуально в период адаптации детей к учреждению.

 

По материалам зарубежных и отечественных интернет –ресурсов.

Составитель: Яскевич Е.Н., педагог-психолог.

 

свернуть

Полезная информация