Устав образовательного учреждения

УТВЕРЖДЕНО

Приказ отдела по образованию Витебского городского исполнительного комитета

10 октября  2022 № 63

 

 

 

 

УСТАВ

 

государственного учреждения образования

”Дошкольный центр развития ребёнка № 2 г. Витебска“

(новая редакция)

 

 

 

СТАТУТ

 

дзяржаўнай установы адукацыі

”Дашкольны цэнтр развіцця дзіцяці № 2 г. Віцебска“

 (новая рэдакцыя)

 

 

 

Витебск

2022

2

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Настоящий Устав государственного учреждения образования ”Дошкольный центр развития ребенка № 2 г. Витебска“ (далее – Устав) является новой редакцией Устава государственного учреждения образования ”Дошкольный центр развития ребенка № 2 г. Витебска“ зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей администрацией Первомайского района г. Витебска 28.03.2012 с регистрационным номером № 390454946.

2. Устав разработан в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс), Положением об учреждении дошкольного образования и иными актами законодательства.

3. ”Дошкольный центр развития ребенка № 2 г. Витебска“  создан     в соответствии с решением Витебского городского совета народных депутатов от 30.05.2007 года №337 ”О  государственной регистрации“, финансируемой из местного бюджета, иных источников в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

4. Имущество учреждения образования находится в коммунальной собственности города Витебска с 01.02.2001 года.

5. Учреждение образования является юридическим лицом, имеет печать, штампы, фирменные бланки со своим наименованием и иными реквизитами, финансируется за счет средств городского бюджета, а также иных источников, не запрещенных актами законодательства.

6. Учреждение образования организует свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении дошкольного образования, иными актами законодательства и Уставом.

7. Полное наименование учреждения образования:

на русском языке – государственное учреждение образования ”Дошкольный центр развития ребёнка № 2 г. Витебска“;

на белорусском языке – дзяржаўная ўстанова адукацыi ”Дашкольны цэнтр развіцця дзіцяці № 2 г. Віцебска“.

Сокращенное наименование:

на русском языке – Дошкольный центр развития ребенка № 2 г. Витебска;

на белорусском языке – Дашкольны цэнтр развіцця дзіцяці № 2 г. Віцебска.

8. Юридический и почтовый адрес учреждения образования: улица Чкалова, дом 28, корпус 4,город Витебск, Республика Беларусь, почтовый индекс 210032.

9. Учредитель учреждения образования Витебский городской исполнительный комитет (далее – учредитель).

10. К исключительной компетенции учредителя относится: 

10.1.    принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации учреждения образования;

10.2.    изменение вида учреждения по собственной инициативе либо по инициативе учреждения образования при совокупности следующих условий:

  •   обоснование необходимости изменения вида учреждения образования;
  •   соответствие учреждения образования критериям заявляемого вида;

10.3.    согласование назначения на должность заведующего учреждением образования.

11.  К исключительной компетенции отдела по образованию Витебского городского исполнительного комитета (является структурным подразделение учредителя, входит в состав системы главного управления по образованию Витебского областного исполнительного комитета) относится:

11.1.    утверждение Устава учреждения образования и изменений и (или) дополнений, вносимых в него;

11.2.    определение предмета и целей деятельности учреждения образования;

11.3.    принятие решений по вопросам организации образовательного процесса в случаях, предусмотренных законодательством;

11.4.    реализация иных прав и обязанностей, установленных Кодексом, законодательством и Уставом.

12.  Органом государственного управления, уполномоченным собственником, на праве оперативного управления является отдел по образованию администрации Первомайского района г. Витебска      (далее – уполномоченный орган). Учреждение образования входит в систему уполномоченного органа по территориальной принадлежности.

13.  Учреждение образования в установленном актами законодательством порядке осуществляет виды деятельности:

85100 – дошкольное образование.

14. Лицензирование деятельности учреждения образования осуществляется в порядке, установленном актами законодательства.

15.  Учреждение образования относится к типу – учреждение дошкольного образования, виду – дошкольный центр развития ребенка, которое реализует образовательную программу дошкольного образования, может реализовывать образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи по одному или нескольким профилям с изучением образовательных областей на базовом уровне и осуществлять оздоровление воспитанников.

16. Время пребывания воспитанников в учреждении образования определяется учредителем в соответствии с запросами законных представителей воспитанников.

Время пребывания воспитанника при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования по желанию его законного представителя может быть уменьшено.

Если время пребывания воспитанников составляет от 2 до 7 часов ежедневно, несколько дней в неделю, месяц, год, то могут создаваться группы кратковременного пребывания при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.

17. В период каникул при сокращении численности воспитанников при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации допускается переформирование групп учреждения образования или их закрытие.

18. Срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по желанию законных представителей воспитанников.

Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, соответствует сроку получения дошкольного образования и на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации может быть увеличен на срок от одного года до двух лет.

19. Учреждение образования в рамках своей компетенции выполняет административные процедуры.

20. К структурным подразделениям учреждения образования относятся пункт коррекционно-педагогической помощи, ресурсный центр, иные структурные подразделения.

21. При наличии условий и отсутствии потребности в местах для детей раннего и дошкольного возраста по решению учредителя, уполномоченного органа обучение и воспитание учащихся первых классов учреждений общего среднего образования могут быть организованы на базе учреждения образования.

При этом учащиеся первых классов входят в состав группы учреждения образования.

Образовательный процесс в первых классах осуществляют педагогические работники учреждения общего среднего образования, во внеучебное время с учащимися первых классов работают педагогические работники учреждения  образования.

22. Контроль обеспечения качества образования осуществляется в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности.

Порядок и периодичность проведения самоконтроля обеспечения качества образования определяются заведующим учреждением образования.

23. Статистическая отчетность учреждения образования предоставляется и ведется с установленными государственными органами статистики формами, требованиями в соответствии с актами законодательства.

24. Учреждение образования обеспечивает сбор, учет, хранение и использование архивных документов в соответствии с требованиями законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства. По согласованию с уполномоченным органом делопроизводство ведется на русском языке.

25. В учреждении образования не допускается создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание, анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.

26. Учреждение образования в вопросах воспитания на основании письменных заявлений законных представителей воспитанников может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются  Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

27. Учреждение образования осуществляет международное сотрудничество в сфере образования в соответствии с актами законодательства на принципах независимости, равенства, обоюдной выгоды, взаимного уважения и не должно наносить ущерб суверенитету Республики Беларусь, национальной безопасности и интересам личности, общества и государства.

28. Учреждение образования может быть ограничено в правах лишь в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

ГЛАВА 2

ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

29. Предметом деятельности учреждения образования является обучение и воспитание детей раннего и дошкольного возраста.

30. Учреждение образования обеспечивает получение дошкольного образования как уровня основного образования, направленного на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, компетенций, необходимых для приобретения социального опыта, подготовки к продолжению образования, оздоровление.

31. Основными задачами учреждения образования являются:

31.1. охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

31.2. обеспечение разностороннего развития личности воспитанника в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями;

31.3. формирование у воспитанников нравственных норм, компетенций, необходимых для приобретения социального опыта;

31.4. подготовка к продолжению образования;

31.5. оздоровление.

32. Основной функцией учреждения образования является создание условий для:

32.1.  обучения и воспитания, ранней социализации воспитанников;

32.2.  освоения содержания образовательной программы дошкольного образования на дому для воспитанников, которые по медицинским показаниям постоянно не могут посещать учреждения дошкольного образования;

32.3. получения образования воспитанниками с особенностями психофизического развития и оказания им коррекционно-педагогической помощи;

32.4. физического, социально-нравственного, личностного, познавательного, речевого и эстетического развития воспитанников;

32.5. формирования у воспитанников гражданственности и национального самосознания, основ патриотизма, традиционных ценностных установок;

32.6. приобщения воспитанников к общечеловеческим ценностям и современным традициям;

32.7. развития у воспитанников общих и специальных способностей к разным видам деятельности и творчеству;

32.8. выявления и развития индивидуальных склонностей воспитанников и их интеллектуально-творческого потенциала;

32.9. обеспечения преемственности дошкольного и первой ступени общего среднего образования;

32.10. организации питания и оказания медицинской помощи;

32.11. обеспечения социально-педагогической поддержки воспитанников и оказания им психологической помощи.

ГЛАВА 3

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

33. Организация образовательного процесса в учреждении образования осуществляется в соответствии с требованиями: обеспечение качества образования, компетентностный подход, охрана жизни и здоровья воспитанников, соблюдение установленной продолжительности учебного года, каникул, соблюдение санитарно-эпидемических требований, создание безопасных условий при организации образовательного процесса, создание условий для развития творческих способностей воспитанников, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности, обеспечение социально-педагогической поддержки воспитанников и оказание им психологической помощи, создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.

34. Образовательный процесс в учреждении образования может организовываться в учреждении образования и на дому.

35. Организация образовательного процесса при реализации программы осуществляется круглогодично с 1 сентября по 31 августа. Для воспитанников устанавливаются каникулы. Воспитанники объединяются в группы с учетом возраста на 1 сентября соответствующего учебного года.

Наполняемость групп регулируется Кодексом. Учредитель учреждения образования может устанавливать иную наполняемость групп при наличии объективных обстоятельств, соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного процесса, в том числе норм площади на одного воспитанника во всех помещениях с пребыванием воспитанников.

36. Образовательный процесс при реализации программы осуществляется в группах или индивидуально. Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения заведующего учреждением образования в соответствии с индивидуальным учебным планом или индивидуальным учебным планом и индивидуальной учебной программой для воспитанника с особыми индивидуальными образовательными потребностями.

37. Образовательный процесс организуется в режиме пятидневной учебной недели в дневной форме получения образования. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие.

38. В образовательном процессе используются учебные издания (учебники, учебные пособия и иные учебные издания), содержащие с учетом возрастных особенностей воспитанников, систематизированные сведения научного или прикладного характера, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь.

39.    Язык обучения и воспитания определяется учредителем учреждения образования с учетом пожеланий законных представителей воспитанников.

                Обучение и воспитание при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется на одном из государственных языков Республики Беларусь.

В учреждении образования в соответствии с пожеланиями воспитанников и их законных представителей по решению учредителя и уполномоченного органа, согласованного с Министерством образования, могут создаваться группы, в которых воспитанники изучают язык национального меньшинства.

40. Организация образовательного процесса в учреждении при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования и образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в группах интегрированного обучения и воспитания, специальных группах, санаторных и иных группах, а также в условиях получения образования на дому в порядке, определенном законодательством.

41. Научно-методическое обеспечение образования в учреждении образования включает в себя, если иное не установлено Кодексом: учебно-программную документацию образовательных программ, учебно-методическую документацию, учебные, научные издания, информационно-аналитические материалы, методические указания по разработке учебно-программной документации образовательных программ. Учреждение образования взаимодействует с другими учреждениями образования, научно-методическими и учебно-методическими учреждениями системы образования.

42. Экспериментальная и инновационная деятельность учреждения образования осуществляется в соответствии с актами законодательства.

ГЛАВА 4

СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЬЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

43. К субъектам образовательных отношений относятся: учреждение образования, воспитанники, законные представители несовершеннолетних воспитанников, педагогические работники.

44. Воспитанником учреждения образования является лицо, принятое (зачисленное) для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования или образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования  для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

45. Законными представителями несовершеннолетних воспитанников являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.

46. Педагогическими работниками признаются лица, осуществляющие педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, оказывают коррекционно-педагогическую помощь, осуществляют научно-методическое обеспечение образования и (или) руководство образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений).

47. Права и обязанности субъектов образовательных отношений устанавливаются Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами, договорами в сфере образования, заключаемыми при оказании платных услуг.

48. Учреждение образования в соответствии с актами законодательства имеет право:

48.1. осуществлять образовательную деятельность;

48.2. формировать структуру и штатное расписание, вносить изменения в структуру, наименование должностей служащих (профессий рабочих) учреждения образования в пределах штатной численности, рассчитанной в соответствии с типовыми штатами;

48.3. передавать функции по обеспечению деятельности государственным учреждениям, созданным исполнительными комитетами областного и базового территориальных уровней, для обеспечения деятельности подчиненных им бюджетных организаций;

48.4. осуществлять приносящую доходы деятельность;

48.5. участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;

48.6. входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;

48.7. осуществлять международное сотрудничество в сфере образования;

48.8. иметь иные права в соответствии с актами законодательства и Уставом.

49. Учреждение образования обязано обеспечивать:

49.1.  качество образования;

49.2. разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения, его совершенствование;

49.3. подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;

49.4. соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;

49.5. создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;

49.6.  разработку и принятие правил внутреннего трудового распорядка;

49.7. моральное и материальное стимулирование воспитанников, педагогических и иных работников;

49.8. меры социальной защиты воспитанников;

49.9. создание необходимых условий для организации питания и оказания медицинской помощи.

Медицинская помощь воспитанникам обеспечивается медицинскими работниками учреждения здравоохранения  по территориальной принадлежности;

49.10. ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних при зачислении в учреждение образования со свидетельством о государственной регистрации, Уставом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, иными локальными правовыми актами учреждения образования, а по их требованию –     также с учебно-программной документацией;

49.11. содействие уполномоченным государственным органам, иным организациям в проведении контроля обеспечения качества образования;

49.12. соблюдение установленных законодательством и локальными правовыми актами требований порядка обработки и защиты персональных данных.

50. Иные права и обязанности устанавливаются Кодексом, иными актами законодательства, Уставом.

51. Воспитанник учреждения образования имеет право на:

51.1. получение образования в соответствии с образовательными программами;

51.2. одновременное освоение содержания нескольких образовательных программ основного образования в случаях, предусмотренных актами законодательства;

51.3. перевод в другое учреждение образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;

51.4. обучение и воспитание в соответствии с Кодексом в пределах содержания образовательной программы по индивидуальному учебному плану, индивидуальной учебной программе в случаях, предусмотренных Кодексом;

51.5. создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей психофизического развития;

51.6. уважения человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

51.7. бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

51.8. бесплатную коррекционно-педагогическую помощь. Оказание коррекционно-педагогической помощи воспитанникам с особенностями психофизического развития в учреждении образования осуществляется в соответствии с актами законодательства;

51.9. пользование учебниками и учебными пособиями. Пользование воспитанниками учебниками и учебными пособиями в учреждении образования может быть платным и бесплатным. Размер платы, порядок ее взимания, освобождения от платы за пользование учебниками отдельных категорий воспитанников устанавливаются Правительством Республики Беларусь;

51.10. каникулы;

51.11. получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;

51.12. поощрение за успехи в исследовательской и экспериментальной деятельности, участие в физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных мероприятиях, а также в образовательных мероприятиях;

51.13. участие в конкурсах, турнирах, фестивалях, праздниках и других образовательных и иных мероприятиях.

52. Иные права воспитанников устанавливаются Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами.

53. Законные представители воспитанников представляют права и законные интересы воспитанников в общественных отношениях в сфере образования без специальных полномочий.

54. Законные представители воспитанников в соответствии с Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:

54.1. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, локальными правовыми актами, а также с учебно-программной документацией;

54.2. участие в управлении учреждением образования;

54.3. защиту прав и законных интересов воспитанников, включая обращения в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;

54.4. получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах реализации образовательной деятельности воспитанников;

54.5. получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) воспитанников.

55. Иные права законных представителей воспитанников устанавливаются Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами.

56. Законные представители воспитанников обязаны:

56.1. обеспечивать выполнение требований учредительных документов;

56.2. обеспечивать условия для получения образования и развития детей;

56.3. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса.

57. Иные обязанности законных представителей воспитанников устанавливаются Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами.

58. Педагогические работники учреждения образования в соответствии с актами законодательства имеют право на:

58.1. защиту профессиональной чести и достоинства;

58.2. обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

58.3. творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения и воспитания;

58.4. доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;

58.5. участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;

58.6. участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности учреждения образования;

58.7. участие в управлении учреждением образования;

58.8. повышение квалификации;

58.9. моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической, научной, научно-технической,                                      экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования;

58.10. объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;

58.11. ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы. Порядок, условия и размер ежемесячной компенсации расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам, перечень должностей педагогических работников, которым выплачивается ежемесячная компенсация расходов на приобретение учебной и методической литературы, определяются Министерством образования.

59. Иные права педагогических работников устанавливаются актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждения образования, трудовыми договорами, гражданско-правовыми договорами.

60. Педагогические работники обязаны:

60.1. осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;

60.2. соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

60.3. уважать честь и достоинство воспитанников и других участников образовательного процесса;

60.4. повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;

60.5. пропагандировать здоровый образ жизни;

60.6. обеспечивать соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;

60.7. проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.

61. Иные обязанности педагогических работников устанавливаются актами законодательства (правилами безопасности), учредительными документами и иными локальными правовыми актами, трудовыми или гражданско-правовыми договорами.

62. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения воспитанников к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и актам законодательства.

63. В учреждении образования в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений в случае возникновения конфликта интересов педагогического работника создается комиссия по разрешению конфликта интересов педагогического работника.

ГЛАВА 5

ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

64. Прием (зачисление) лица для получения дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования осуществляется в течение календарного года при наличии свободных мест путем принятия решения (издания приказа) заведующим учреждением образования о приеме (зачислении) лица в учреждение образования и на основании документов:

64.1. заявления законного представителя этого лица;

64.2. медицинской справки о состоянии здоровья;

64.3. направления, выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения учреждения образования;

64.4. заключения врачебно-консультационной комиссии – для получения дошкольного или специального образования         на дому, в санаторных группах, санаторных специальных группах, санаторных группах интегрированного обучения и воспитания;

64.5. заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для лиц с особенностями психофизического развития, для получения специального образования на уровне дошкольного образования в группах интегрированного обучения и воспитания, специальных группах, санаторных специальных группах, санаторных группах интегрированного обучения и воспитания.

65. Специальные группы и группы интегрированного обучения и воспитания комплектуются с учетом рекомендаций об обучении и воспитании воспитанника с особенностями психофизического развития по соответствующей образовательной программе специального образования, составленных в зависимости от структуры и степени тяжести его физических и (или) психических нарушений и содержащихся в заключениях государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

66. Перевод воспитанников с особенностями психофизического развития из специальных групп, санаторных специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, санаторных групп интегрированного обучения и воспитания в группы осуществляется в соответствии с заключением государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и по заявлению законного представителя воспитанника.

67. Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения образования осуществляется в случае непрерывного отсутствия воспитанника на занятиях без уважительных причин более 30 дней.

68. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства белорусской национальности, постоянно проживающие на территории иностранных государств, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, имеют равное с гражданами Республики Беларусь право на образование, если иное не установлено законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь. Несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие в Республике Беларусь, а также несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита в Республике Беларусь, либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь, имеют право на дошкольное образование в учреждении наравне с несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь.

69. Решение об отчислении (прекращении образовательных отношений) воспитанника принимает заведующий учреждением образования путем издания приказа, в котором указывается основание отчисления.

ГЛАВА 6

ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

70. Управление учреждением образования строиться на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

71. Непосредственное руководство учреждением образования осуществляет заведующий.

72. Заведующий учреждением образования:

72.1. действует от имени учреждения образования без доверенности и несет ответственность за результаты своей деятельности;

72.2. издает приказы, заключает договоры, выдает доверенности в пределах своих полномочий;

72.3. осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их должностные и рабочие инструкции.

73. Иные полномочия заведующего учреждением образования устанавливаются Кодексом, иными актами законодательства, Уставом.

74. Заведующий учреждением образования в деятельности по управлению взаимодействует с органами самоуправления учреждения образования.

Органы самоуправления учреждения образования взаимодействуют между собой.

75. Основным органом самоуправления учреждения образования является педагогический совет, возглавляемый заведующим учреждением образования.

76. В учреждении образования могут создаваться родительский комитет, попечительский совет.

77. Органы самоуправления создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с актами законодательства и Уставом.

ГЛАВА 7

ИСТОЧНИКИ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

78. Имущество учреждения образования находится в собственности учредителя, оперативном управлении уполномоченного органа и передано учреждению образования в безвозмездное пользование.

Владение, пользование и распоряжение этим имуществом учреждение образования осуществляет в пределах, определяемых законодательством.

79. Имущество учреждения образования составляют основные фонды и оборотные средства, иные ценности.

80. В случае осуществления учреждением образования деятельности, приносящей доходы, полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения образования.

81. Источниками формирования имущества учреждения образования являются:

81.1. имущество, переданное учреждению образования учредителем;

81.2. местный бюджет;

81.3. доходы, полученные за счет осуществления деятельности, соответствующей целям и предмету деятельности учреждения образования;

81.4. безвозмездная (спонсорская) помощь юридических и физических лиц;

81.5. иные источники, не запрещенные законодательством.

82. Учреждение образования не вправе без согласия учредителя, уполномоченного органа отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему, если иное не установлено законодательными актами.

83. Все средства учреждения образования используются согласно утвержденным в установленном порядке сметам расходов. Порядок использования бюджетных и внебюджетных средств определяется законодательством.

84. Не допускаются действия (бездействие), направленные на необоснованное сокращение или ухудшение материально-технической базы учреждения образования.

85. Обеспечение финансовой деятельности, в том числе бухгалтерский учет, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2019 года № 475 ”Об обеспечении деятельности бюджетных организаций“ осуществляется государственным учреждением ”Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Первомайского района города Витебска“ (далее-центр) согласно заключенному договору об оказании услуг.

 

ГЛАВА 8

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ

ШТАТА УЧРЕЖДЕНИЯ

86. Штатное расписание учреждения образования определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми в отношении государственных организаций, обеспечивающих получение дошкольного образования.

87. Штатное расписание учреждения образования  составляется центром в рамках финансирования, утверждается заведующим  учреждения образования.

88. Штатное расписание может быть изменено заведующим учреждения образования  в пределах фонда заработной платы                     и  по согласованию с  уполномоченным органом  и центром.

 

ГЛАВА 9

ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ

89. Изменения и дополнения в настоящий Устав вносятся, после их утверждения учредителем, в порядке, установленном законодательством.

90. Изменения и дополнения подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством.

 

ГЛАВА 10

СОЗДАНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

91. Создание, реорганизация и ликвидация учреждения образования осуществляется в порядке, установленном Кодексом, Уставом и иными актами законодательства.

92. Реорганизация или ликвидация учреждения образования может быть произведена по решению Учредителя в соответствии с действующим законодательством.

93. В случае прекращения деятельности учреждения образования, учредитель принимает меры по переводу воспитанников с согласия их законных представителей в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

11. К исключительной компетенции учредителя относится:

11.1. принятие решения о создании, реорганизация и ликвидация учреждения образования;

11.2. утверждение Устава учреждения образования и изменений и (или) дополнений, вносимых в него;

11.3.  определение предмета и целей деятельности учреждения образования;

11.4. назначение на должность и освобождение от должности заведующего учреждением образования;

11.5. реализует иные права и обязанности, установленные законодательством и Уставом.

11.6. изменять вид учреждения по собственной инициативе либо по инициативе учреждения образования при совокупности следующих условий:

обоснования необходимости изменения вида учреждения образования;

соответствия учреждения образования критериям заявляемого вида.

12. Органом государственного управления, уполномоченным собственником, на праве оперативного управления, является отдел по образованию администрации Первомайского района г. Витебска (далее – уполномоченный орган). Учреждение образования входит в систему уполномоченного органа по территориальной принадлежности.

13. Учреждение образования в установленном актами законодательством порядке осуществляет виды деятельности:

85100 – дошкольное образование.

14. Учреждение образования вправе осуществлять виды деятельности, не запрещенные законодательством.

94. Учреждение образования относится к типу – учреждение дошкольного образования, виду – дошкольный центр развития ребенка, которое реализует образовательную программу дошкольного образования, может реализовывать образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи по одному или нескольким профилям с изучением образовательных областей на базовом уровне и осуществлять оздоровление воспитанников.

95. Лицензирование деятельности учреждения образования осуществляется в порядке, установленном актами законодательства.

96. Время пребывания воспитанников в учреждении образования определяется учредителем в соответствии с запросами законных представителей воспитанников.

Время пребывания воспитанника при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования по желанию его законного представителя может быть уменьшено.

Если время пребывания воспитанников составляет от 2 до 7 часов ежедневно, несколько дней в неделю, месяц, год, то могут создаваться группы кратковременного пребывания при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.

97. В период каникул при сокращении численности воспитанников при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации допускается переформирование групп учреждения образования или их закрытие.

98. Срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по желанию законных представителей воспитанников.

Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, соответствует сроку получения дошкольного образования и на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации может быть увеличен на срок от одного года до двух лет.

99. Учреждение образования в рамках своей компетенции выполняет административные процедуры.

100. К структурным подразделениям учреждения образования относятся пункт коррекционно-педагогической помощи, ресурсный центр, иные структурные подразделения.

101. При наличии условий и отсутствии потребности в местах для детей раннего и дошкольного возраста по решению учредителя, уполномоченного органа обучение и воспитание учащихся первых классов учреждений общего среднего образования могут быть организованы на базе учреждения образования.

При этом учащиеся первых классов входят в состав группы учреждения образования.

Образовательный процесс в первых классах осуществляют педагогические работники учреждения общего среднего образования, во внеучебное время с учащимися первых классов работают педагогические работники учреждения  образования.

102. Контроль обеспечения качества образования осуществляется в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности.

Порядок и периодичность проведения самоконтроля обеспечения качества образования определяются заведующим учреждением образования.

103. Статистическая отчетность учреждения образования предоставляется и ведется с установленными государственными органами статистики формами, требованиями в соответствии с актами законодательства.

104. Учреждение образования обеспечивает сбор, учет, хранение и использование архивных документов в соответствии с требованиями законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства. По согласованию с уполномоченным органом делопроизводство ведется на русском языке.

105. В учреждении образования не допускается создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.

106. Учреждение образования в вопросах воспитания, на основании письменных заявлений законных представителей воспитанников, может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются  актами законодательства.

107. Учреждение образования может быть ограничено в правах лишь в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

 

ГЛАВА 2

ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

108. Предметом деятельности учреждения образования является обучение и воспитание детей раннего и дошкольного возраста.

109. Учреждения образования обеспечивает получение дошкольного образования как уровня основного образования, направленного на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, компетенций, необходимых для приобретения социального опыта, подготовки к продолжению образования, оздоровление.

110. Основными задачами учреждения образования являются:

110.1. охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

110.2. обеспечение разностороннего развития личности воспитанника в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями;

110.3. формирование у воспитанников нравственных норм, компетенций, необходимых для приобретения социального опыта;

110.4. подготовка к продолжению образования;

110.5. оздоровление.

111. Основной функцией учреждения образования является создание условий для:

111.1.  обучения и воспитания, ранней социализации воспитанников;

111.2.  освоение и содержание образовательной программы дошкольного образования на дому для воспитанников, которые по медицинским показаниям постоянно не могут посещать учреждения дошкольного образования;

111.3. получения образования воспитанниками с особенностями психофизического развития и оказания им коррекционно-педагогической помощи;

111.4. физического, социально-нравственного, личностного, познавательного, речевого и эстетического развития воспитанников;

111.5. формирования у воспитанников гражданственности и национального самосознания, основ патриотизма, традиционных ценностных установок;

111.6. приобщения воспитанников к общечеловеческим ценностям и современным традициям;

111.7. развития у воспитанников общих и специальных способностей к разным видам деятельности и творчеству;

111.8. выявление и развитие индивидуальных склонностей воспитанников и их интеллектуально-творческого потенциала;

111.9. обеспечения преемственности дошкольного и первой ступени общего среднего образования;

111.10. организации питания и оказания медицинской помощи;

111.11. обеспечение социально-педагогической поддержки воспитанников и оказание им психологической помощи.

 

ГЛАВА 3

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

112. Организация образовательного процесса в учреждении образования осуществляется в соответствии с требованиями: обеспечение качества образования, компетентностный подход, охрана жизни и здоровья воспитанников, соблюдение установленной продолжительности учебного года, каникул, соблюдение санитарно-эпидемических требований, создание безопасных условий при организации образовательного процесса, создание условий для развития творческих способностей воспитанников, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности, обеспечение социально-педагогической поддержки воспитанников и оказание им психологической помощи, создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.

113. Образовательный процесс в учреждении образования может организовываться в учреждении образования и на дому.

114. Организация образовательного процесса при реализации программы осуществляется круглогодично с 1 сентября по 31 августа. Для воспитанников устанавливаются каникулы. Воспитанники объединяются в группы с учетом возраста на 1 сентября соответствующего учебного года.

Наполняемость групп регулируется Кодексом. Учредитель учреждения образования может устанавливать иную наполняемость групп при наличии объективных обстоятельств, соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного процесса, в том числе норм площади на одного воспитанника во всех помещениях с пребыванием воспитанников.

115. Образовательный процесс при реализации программы осуществляется в группах или индивидуально. Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения заведующего учреждением образования в соответствии с индивидуальным учебным планом или индивидуальным учебным планом и индивидуальной учебной программой для воспитанника с особыми индивидуальными образовательными потребностями.

116. Образовательный процесс организуется в режиме пятидневной учебной недели в дневной форме получения образования. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие.

117. В образовательном процессе используются учебные издания (учебники, учебные пособия и иные учебные издания), содержащие с учетом возрастных особенностей воспитанников, систематизированные сведения научного или прикладного характера, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь.

118. Обучение и воспитание при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется на одном из государственных языков Республики Беларусь.

119. Язык обучения и воспитания определяется учредителем учреждения образования с учетом пожеланий законных представителей воспитанников.

В учреждении образования в соответствии с пожеланиями воспитанников и их законных представителей по решению учредителя и уполномоченного органа, согласованного с Министерством образования могут создаваться группы, в которых воспитанники изучают язык национального меньшинства.

120. Организация образовательного процесса в учреждении при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования и образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в группах интегрированного обучения и воспитания, специальных группах, санаторных и иных группах, а также в условиях получения образования на дому в порядке, определенном законодательством.

121. Научно-методическое обеспечение образования в учреждении образования включает в себя, если иное не установлено Кодексом: учебно-программную документацию образовательных программ, учебно-методическую документацию, учебные, научные издания, информационно-аналитические материалы, методические указания по разработке учебно-программной документации образовательных программ. Учреждение образования взаимодействует с другими учреждениями образования, научно-методическими и учебно-методическими учреждениями системы образования.

122. Экспериментальная и инновационная деятельность учреждения образования осуществляется в соответствии с актами законодательства.

 

ГЛАВА 4

СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

123. К субъектам образовательных отношений относятся: учреждение образования, воспитанники, законные представители несовершеннолетних воспитанников, педагогические работники.

124. Воспитанником учреждения образования является лицо, принятое (зачисленное) для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования или образовательной программы специального образования на уровне дошкольного для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

125. Законными представителями несовершеннолетних воспитанников являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.

126. Педагогическими работниками признаются лица, осуществляющие педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, оказывают коррекционно-педагогическую помощь, осуществляют научно-методическое обеспечение образования и (или) руководство образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений).

127. Права и обязанности субъектов образовательных отношений устанавливаются Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами, договорами в сфере образования, заключаемыми при оказании платных услуг.

128. Учреждение образования в соответствии с актами законодательства имеют право:

128.1. осуществлять образовательную деятельность;

128.2. формировать структуру и штатное расписание;

128.3. передавать функции по обеспечению деятельности государственным учреждениям, созданным исполнительными комитетами областного и базового территориальных уровней, для обеспечения деятельности подчиненных им бюджетных организаций;

128.4. осуществлять приносящую доходы деятельность;

128.5. участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;

128.6. входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;

128.7. осуществлять международное сотрудничество в сфере образования;

128.8. иметь иные права в соответствии с актами законодательства и Уставом.

129. Учреждение образования обязано обеспечивать:

129.1.  качество образования;

129.2. разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения, его совершенствование;

129.3. подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;

129.4. соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;

129.5. создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;

129.6.  разработку и принятие правил внутреннего трудового распорядка;

129.7. моральное и материальное стимулирование воспитанников, педагогических и иных работников;

129.8. меры социальной защиты воспитанников;

129.9. создание необходимых условий для организации питания и оказания медицинской помощи.

Медицинская помощь воспитанникам обеспечивается медицинскими работниками учреждения здравоохранения  по территориальной принадлежности;

129.10. ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних при зачислении в учреждение образования со свидетельством о государственной регистрации, Уставом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, иными локальными правовыми актами учреждения образования, а по их требованию –     также с учебно-программной документацией;

129.11. содействие уполномоченным государственным органам, иным организациям в проведении контроля обеспечения качества образования;

129.12. соблюдение установленных законодательством и локальными правовыми актами требований порядка обработки и защиты персональных данных.

130. Иные права и обязанности устанавливаются Кодексом, иными актами законодательства, Уставом.

131. Воспитанник учреждения образования имеет право на:

131.1. получение образования в соответствии с образовательными программами;

131.2. одновременное освоение содержания нескольких образовательных программ основного образования в случаях, предусмотренных актами законодательства;

131.3. перевод в другое учреждение образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;

131.4. обучение и воспитание в соответствии с Кодексом в пределах содержания образовательной программы по индивидуальному учебному плану, индивидуальной учебной программе в случаях, предусмотренных Кодексом;

131.5. создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей психофизического развития;

131.6. уважения человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

131.7. бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

131.8. бесплатную коррекционно-педагогическую помощь. Оказание коррекционно-педагогической помощи воспитанникам с особенностями психофизического развития в учреждении образования осуществляется в соответствии с актами законодательства;

131.9. пользование учебниками и учебными пособиями. Пользование воспитанниками учебниками и учебными пособиями в учреждении образования может быть платным и бесплатным. Размер платы, порядок ее взимания, освобождения от платы за пользование учебниками отдельных категорий воспитанников устанавливаются Правительством Республики Беларусь;

131.10. каникулы;

131.11. получение социально-педагогической поддержки и психологической и помощи со стороны специалистов учреждения образования;

131.12. поощрение за успехи в исследовательской и экспериментальной деятельности, участие физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных мероприятиях, а также в образовательных мероприятиях;

131.13. участие в конкурсах, турнирах, фестивалях, праздниках и других образовательных и иных мероприятиях.

132. Иные права воспитанников устанавливаются Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами.

133. Законные представители воспитанников представляют права и законные интересы воспитанников в общественных отношениях в сфере образования без специальных полномочий.

134. Законные представители воспитанников в соответствии с Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:

134.1. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, локальными правовыми актами, а также с учебно-программной документацией;

134.2. участие в управлении учреждением образования;

134.3. защиту прав и законных интересов воспитанников, включая обращения в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;

134.4. получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатами реализации образовательной деятельности воспитанников;

134.5. получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) воспитанников.

135. Иные права законных представителей воспитанников устанавливаются Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами.

136. Законные представители воспитанников обязаны:

136.1. обеспечивать выполнение выполнять требования учредительных документов;

136.2. обеспечивать условия для получения образования и развития детей;

136.3. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса.

137. Иные обязанности законных представителей воспитанников устанавливаются Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами.

138. Педагогические работники учреждения образования в соответствии с актами законодательства имеют право на:

138.1. защиту профессиональной чести и достоинства;

138.2. обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

138.3. творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения и воспитания;

138.4. доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;

138.5. участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;

138.6. участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности учреждения образования;

138.7. участие в управлении учреждением образования;

138.8. повышение квалификации;

138.9. моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической, научной, научно-технической экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования;

138.10. объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;

138.11. ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы. Порядок, условия и размер ежемесячной компенсации расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам, перечень должностей педагогических работников, которым выплачивается ежемесячная компенсация расходов на приобретение учебной и методической литературы, определяются Министерством образования.

139. Иные права педагогических работников устанавливаются актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждения образования, трудовыми договорами, гражданско-правовыми договорами.

140. Педагогические работники обязаны:

140.1. осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;

140.2. соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

140.3. уважать честь и достоинство воспитанников и других участников образовательного процесса;

140.4. повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;

140.5. пропагандировать здоровый образ жизни;

140.6. обеспечивать соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;

140.7. проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.

141. Иные обязанности педагогических работников устанавливаются актами законодательства (правилами безопасности), учредительными документами и иными локальными правовыми актами, трудовыми или гражданско-правовыми договорами.

142. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения воспитанников к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и актам законодательства

143. В учреждении образования в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений в случае возникновения конфликта интересов педагогического работника создается комиссия по разрешению конфликта интересов педагогического работника.

 

ГЛАВА 5

ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

144. Прием (зачисление) лица для получения дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования осуществляется в течение календарного года при наличии свободных мест путем принятия решения (издания приказа) заведующим учреждением образования о приеме (зачислении) лица в учреждение образования и на основании документов:

144.1. заявления законного представителя этого лица;

144.2. медицинской справки о состоянии здоровья;

144.3. направления, выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения учреждения образования;

144.4. заключения врачебно-консультационной комиссии – для получения дошкольного или специального на дому, в санаторных группах, санаторных специальных группах, санаторных группах интегрированного обучения и воспитания;

144.5. заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для лиц с особенностями психофизического развития, для получения специального образования на уровне дошкольного образования, специальных группах, санаторных специальных группах, санаторных группах интегрированного обучения и воспитания;

144.6. специальные группы и группы интегрированного обучения и воспитания комплектуются с учетом рекомендаций об обучении и воспитании воспитанника с особенностями психофизического развития по соответствующей образовательной программе специального образования, составленных в зависимости от структуры и степени тяжести его физических и (или) психических нарушений и содержащихся в заключениях государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

145. Перевод воспитанников с особенностями психофизического развития из специальных групп, санаторных специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, санаторных групп интегрированного обучения и воспитания в группы, осуществляется в соответствии с заключением государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и по заявлению законного представителя воспитанника.

146. Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения образования осуществляется в случае непрерывного отсутствия воспитанника на занятиях без уважительных причин воспитанника более 30 дней.

147. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства белорусской национальности, постоянно проживающие на территории иностранных государств, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, имеют равное с гражданами Республики Беларусь право на образование, если иное не установлено законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь. Несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие в Республике Беларусь, а также несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита в Республике Беларусь, либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь, имеют право на дошкольное образование в учреждении наравне с несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь.

148. Решение об отчислении (прекращении образовательных отношений) воспитанника принимает заведующий учреждением образования путем издания приказа, в котором указывается основание отчисления.

 

ГЛАВА 6

ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

149. Управление учреждением образования строиться на сочетании принципов единоначалия и самоуправления

150. Непосредственное руководство учреждением образования осуществляет заведующий, который назначается на должность и освобождается от должности учредителем.

151. Заведующий учреждением образования:

151.1. действует от имени учреждения образования без доверенности и несет ответственность за результаты своей деятельности;

151.2. издает приказы, заключает договоры, выдает доверенности в пределах своих полномочий;

151.3. осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их должностные и рабочие инструкции.

152. Иные полномочия заведующего учреждением образования устанавливаются Кодексом, иными актами законодательства, Уставом.

153. Заведующий учреждением образования в деятельности по управлению взаимодействует с органами самоуправления учреждения образования.

Органы самоуправления учреждения образования взаимодействуют между собой.

154. Основным органом самоуправления учреждения образования является педагогический совет, возглавляемый заведующим учреждением образования.

155. В учреждении образования могут создаваться родительский комитет, попечительский совет.

156. Органы самоуправления создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с актами законодательства и Уставом.

 

ГЛАВА 7

ИСТОЧНИКИ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

157. Имущество учреждения образования находится в собственности учредителя, оперативном управлении уполномоченного органа и передано учреждению образования в безвозмездное пользование.

Владение, пользование и распоряжение этим имуществом учреждение образования осуществляет в пределах, определяемых законодательством.

158. Имущество учреждения образования составляют основные фонды и оборотные средства, иные ценности.

159. В случае осуществления учреждением образования деятельности, приносящей доходы, полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения образования.

160. Источниками формирования имущества учреждения образования являются:

160.1. имущество, переданное учреждению образования учредителем;

160.2. местный бюджет;

160.3. доходы, полученные за счет осуществления деятельности, соответствующей целям и предмету деятельности учреждения образования;

160.4. безвозмездная (спонсорская) помощь юридических и физических лиц;

160.5. иные источники, не запрещенные законодательством.

161. Учреждение образования не вправе без согласия учредителя, уполномоченного органа отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему, если иное не установлено законодательными актами.

162. Все средства учреждения образования используются согласно утвержденным в установленном порядке сметам расходов. Порядок использования бюджетных и внебюджетных средств определяется законодательством.

163. Не допускаются действия (бездействие), направленные на необоснованное сокращение или ухудшение материально-технической базы учреждения образования.

164. Обеспечение финансовой деятельности, в том числе бухгалтерский учет, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2019 года № 475 ”Об обеспечении деятельности бюджетных организаций“ осуществляется государственным учреждением ”Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Первомайского района города Витебска“ согласно заключенному договору об оказании услуг.

 

ГЛАВА 8

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

165. Учреждение образования осуществляет международное сотрудничество в сфере образования в соответствии с актами законодательства на принципах независимости, равенства, обоюдной выгоды, взаимного уважения и не должно наносить ущерб суверенитету Республики Беларусь, национальной безопасности и интересам личности, общества и государства.

 

ГЛАВА 9

СОЗДАНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

166. Создание, реорганизация и ликвидация учреждений образования осуществляется в порядке, установленном Кодексом, Уставом и иными актами законодательства.

167. Реорганизация или ликвидация учреждения образования может быть произведена по решению Учредителя в соответствии с действующим законодательством.

168. В случае прекращения деятельности учреждения образования, учредитель принимает меры по переводу воспитанников с согласия их законных представителей в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.