Маршруты выходного дня

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ «РАТУША Г.ВИТЕБСК»

Уважаемые родители!                                                                         

Предлагаем вам маршрут выходного дня.

Возраст детей: старший, 6 -7 лет.

Участники проекта: дети, родители.

Цель:  познакомить ребёнка с памятником архитектуры, формировать интерес к культурному наследию города Витебска.

Возьмите с собой: питьевую воду, головные уборы от солнца (летом), фотоаппарат, путеводитель по маршруту.

Как добраться: Беларусь, г. Витебск, ул. Ленина, 36. Добраться можно на автомобиле, на общественном транспорте: автобусе № 12, 6, троллейбусе №2, маршрутном такси № 73Т, 52Т.

Рекомендации для родителей:

При движении автомобиля:

– приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;

– не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;

– не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!!!

Все взрослые являются примером для детей! Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!

  ОБЪЕКТ: «Ратуша г. Витебск»

Витебская ратуша – достопримечательность, которую трудно обойти стороной, гуляя по городу. Красивая историческая постройка стала визитной карточкой города, его важной культурной и исторической достопримечательностью.

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту:     Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события. Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал об архитектуре? Как ты думаешь, чем отличаются здания друг от друга? Как люди могут узнать о памятниках архитектуры? (о них написано в книгах, сняты видеофильмы, увидеть на экскурсии). Спросите у ребенка: «А в нашем городе Витебске есть памятники архитектуры?» Вот и мы сейчас приехали на  значимое для жителей  города Витебска место – к городской ратуше.                                                                                                                      

 История витебской ратуши

В конце шестнадцатого века князь ВКЛ (он же польский король) Сигизмунд III Ваза решил подарить Витебску право на самоуправление. Но для его реализации необходимо было иметь в городе здание, где будут проходить заседания правления. Его в Витебске не оказалось, поэтому горожане начали своими силами строить первую ратушу – она была еще деревянной. Право город получил, вот только через время его забрали обратно, поэтому новая деревянная постройка оказалась без дела – ее решили разрушить, чтобы она не занимала место.

Прошло еще несколько лет и множество изменений – и снова Витебск получает Магдебургское право. А поскольку деревянную ратушу разрушили, у горожан снова не оказалось здания, в котором могло бы заседать правление. Подняли вопрос о новом строительстве и решили возвести еще одну ратушу – но на этот раз с двумя кирпичными этажами. Остальные сделали деревянными. Интересно, что в 1664 году были созданы подробные чертежи этой постройки — и они сохранились до наших дней, так что можно легко оценить, как выглядел прототип современной ратуши.

Эта постройка пережила много разных событий. Ее неоднократно разрушали, сжигали и затем восстанавливали. А уже в 1775 году построили полностью кирпичное здание. Оно дошло до нас не в своем первоначальном виде – немного изменилось, но все же осталось приближенным к строению восемнадцатого века.

Почему ратушу называют каланчой?

Если спросить у местных жителей что-то про ратушу, в их рассказе может проскочить слово «каланча». Такое название сохранилось среди горожан по одной простой причине: в свое время башня служила постом наблюдения для пожарных. А еще в разные времена в ней находились разные учреждения и организации, преимущественно связанные с управлением городом или общественной деятельностью.

Реставрация витебской ратуши и новая история

Объект стали реставрировать в начале девятнадцатого века. Именно тогда на башне появились знаменитые большие часы, чтобы время можно было смотреть из разных точек города. Для часов в изначальной постройке места не нашлось, поэтому пришлось добавить к ней еще один этаж.

Рядом с ратушей поставили памятный знак, посвященный ВОВ, – а точнее, партизанам и подпольщикам, которые были казнены на городской площади перед ратушей во время войны.

Еще один знаковый элемент – двухметровый бронзовый герб города, который установили на главном фасаде в 1997 году. Его появление было приурочено к 1000-летию города. С 2000 года герб временно покидал фасад ратуши – в течение некоторого времени фронтальную часть реставрировали, поэтому его пришлось убрать на хранение. После этого элемент разместили не на фасаде, а в фойе первого этажа.

Раскопки и значимая находка

В подвале ратуши проводятся археологические раскопки — и однажды там обнаружили остатки старого здания. Тщательно изучив все, что смогли найти, археологи пришли к выводу, что это элементы самого первого строения – того самого, которое отражено на чертежах 1664 года.

Городская ратуша Витебска – это ценное историческое и культурное здание, построенное в стилях барокко и классицизм. У него богатая и интересная история. А сегодня внутри ратуши находится городской краеведческий музей – так что изучить постройку можно как снаружи, так и изнутри. Это настоящая гордость не только жителей Витебска, но и всей Беларуси.

Время работы музея:

Ратуша (ул. Ленина, 36)

10:00-18:00 (касса работает до 17:30)

Понедельник — выходной

Контакты: +375 29 210-22-61 8 (0212) 66-05-87

Желаем вам приятно провести время!

А чтобы Вам и вашему ребенку в ходе прогулки было интереснее,  мы предлагаем Вам   дополнительный материал с играми, стихами.

Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком  дома:

Игра с конструкторами (кубики, кирпичики, конусы, призмы), лего     «Маленький архитектор»

Игра «Разрезные картинки»

Стихотворение, которое можно почитать ребёнку или заучить с ним дома:

Открой история страницу, Где Витебск  древний, молодой! Княгиней Ольгой ты заложен Над полноводною Двиной! Прекрасен ты в лучах восхода, Неподражаем ты во всём: Мостами, Ратушей, Природой. Гордимся тем, что здесь живем!

Примерные задания после завершения прогулки:

Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место. Предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось, предложить разукрасить альбом для раскрашивания «Архитектура Беларуси»

свернуть

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ «СОФИЙСКИЙ СОБОР В ГОРОДЕ ПОЛОЦКЕ»

Уважаемые родители!                                                                                 

Предлагаем вам маршрут выходного дня.

Возраст детей: старший, 6 -7 лет.

Участники проекта: дети, родители.

Цель:  познакомить ребёнка с памятником архитектуры, формировать интерес к культурному наследию своей страны.

Возьмите с собой: питьевую воду, головные уборы от солнца (летом), фотоаппарат, путеводитель по маршруту.

Как добраться: Беларусь, Витебская область, г. Полоцк, ул.Замковая, 1. Добраться можно на автомобиле, на общественном транспорте: дизель- поезде «Витебск – Полоцк», на междугороднем автобусе, маршрутном такси.

Рекомендации для родителей:

При движении автомобиля:

- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;

- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;

- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!!!

Все взрослые являются примером для детей! Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!

ОБЪЕКТ: «Софийский  собор г.Полоцк».

Софийский собор в Полоцке — один из самых ранних храмов древней Руси, и самый старый на территории Беларуси. Он был построен в 1044 – 1066 годах по распоряжению Полоцкого князя Всеслава Чародея. Для строительства были приглашены мастера из Византии.                     Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту.    Спросите у ребенка: «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события. Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал об архитектуре? Как ты думаешь, чем отличаются здания друг от друга? Как люди могут узнать о памятниках архитектуры? (о них написано в книгах, сняты видеофильмы , увидеть на экскурсии).Спросите у ребенка: «А в нашем городе Витебске есть памятники архитектуры?» Вот и мы сейчас приехали на  значимое для жителей  города Полоцка место – к Софийскому собору.                     История                                                                                                            Софийский собор в Полоцке – старинное сооружение с непростой судьбой. К сожалению, оригинальное здание собора, возведённое в середине одиннадцатого века, было разрушено во время Северной войны (война, длившаяся с 1700 по 1721 год между Швецией и коалицией северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями), а затем собор был заново отстроен в восемнадцатом веке.

Оригинальное здание было построено по образу собора Святой Софии в Константинополе. О его строительстве распорядился князь полоцкий Всеслав Брячиславич, вошедший в историю под прозвищем «Всеслав Чародей». Софийский собор Полоцка стал культурным и религиозным центром, в нём находились библиотеки, архивы, казначейство, хранились религиозные святыни и размещалась княжеская усыпальница.                                                 Во времена Великого княжества Литовского, этот собор был единственным православным храмом в городе. В 1596 году, после заключения Брестской церковной унии, храм передан униатской церкви. В семнадцатом веке Софийский собор несколько раз переживал страшные пожары, но был реставрирован и перестроен. Во время Северной войны в соборе был размещён склад амуниции, по приказу Петра. Согласно одной из версий, царь Петр требовал у служителей ключи от «царских врат». А когда они отказались, то в гневе убил настоятеля и четырёх монахов. После этого Петр хотел передать храм православным, но они отказались, опасаясь мести со стороны униатов. Тогда собор и было решено использовать под склад. Увы, взрыв этого склада и стал для старинной постройки фатальным. От оригинального здания на сегодняшний день остались лишь кладка, фундамент и фрески. В семнадцатом веке здание полоцкого собора было построено заново и на сей раз в стиле виленского барокко.

Во время войны 1812 года, когда Полоцк заняли французы, здание собора использовали под конюшни. В начале 20 века в храме был проведён капитальный ремонт. Советская власть признала архитектурную и историческую ценность Софийского собора. Поэтому церковь там закрыли, но само здание использовали как краеведческий музей.

Пусть оригинальное старинное здание собора не сохранилось, но он поражает красотой и величием и в наши дни! Собор расположен на живописном берегу Западной Двины. Здесь проходят богослужения, проводят экскурсии и концерты органной музыки. Внутри здания собора вас ждут великолепные барочные колонны, лепные украшения, барельефное изображение Троицы Новозаветной и даже фреска со старинной копией «Тайной Вечерии» Леонардо да Винчи.

Интересные факты

  • Софийский собор – древнейшая каменная постройка на территории Беларуси
  • Ежегодно в концертном зале Софийского собора проходит более 300 концертов органной и камерной музыки.
  • Для самостоятельного посещения музея разработан аудиогид на белорусском, русском и английском языках, а также путеводитель с планом собора и картой Полоцка.

      Музей истории архитектуры Софийского собора                                     Музей располагается прямо в здании Софийского собора. Впервые он открыл двери для посетителей в 1987 году, а еще раньше, в 1983 году был открыт концертный зал, в котором ежегодно проходят фестивали органной музыки. Самый знаменитый из них — фестиваль «Званы Сaфii». Экспозиция музея расскажет о судьбе собора, его многочисленных перестройках и реставрациях. Здесь можно увидеть сохранившийся фундамент и  древние фресковые росписи одиннадцатого века.

Официальный сайт:

http://sophia.polotsk.museum.by/

Время работы:

Музей работает с 10.00 до 17.00 каждый день, кроме понедельника. В летнее время (c 1 июня по 31 августа) с 10.00 до 18.00 каждый день, кроме понедельника.

Желаем вам приятно провести время!

А чтобы Вам и вашему ребенку в ходе прогулки было интереснее,  мы предлагаем Вам   дополнительный материал с играми, стихами.

Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком  дома:

Игра с конструкторами (кубики, кирпичики, конусы, призмы), лего     «Маленький архитектор».

Игра «Разрезные картинки».

Стихотворение, которое можно почитать ребёнку или заучить с ним дома:

Зелень на куполах, синий

небесный свод.

Смотрится древний храм в

синь беспокойных вод.

Лёгкие облака с нежностью

неземной

Красили этот храм снежною

белизной.

               Наталья Фурманова

Примерные задания после завершения прогулки:

Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место. Предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось, предложить раскрасить альбом «Архитектура Беларуси».

свернуть

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ «ПАМЯТНИК ПЕТРУ МИРОНОВИЧУ МАШЕРОВУ В ГОРОДЕ ВИТЕБСКЕ»

Уважаемые родители!                                                                    

Предлагаем вам маршрут выходного дня.

Возраст детей: старший 5 – 7 лет.

Участники проекта: дети, родители.

Цель:  познакомить ребёнка с Героем Советского Союза и Героем Социалистического Труда П.М. Машеровым, рассказать о его деятельности и достижениях.

Возьмите с собой: питьевую воду, головные уборы от солнца (летом), фотоаппарат, путеводитель по маршруту.

Как добраться: памятник  П.М. Машерову  находится в г.Витебске, расположен на пересечении двух улиц: Замковая и Пушкина, расположен возле гостиницы «Витебск», вблизи театра Якуба Коласа.

Рекомендации для родителей:

Ежедневно по улицам Витебска идут тысячи людей, и едет не меньшее количество транспорта. Чтобы на дороге царил порядок, а автомобильных аварий было меньше, пешеходы обязательно должны придерживаться правил и знаков дорожного движения. С самых ранних лет маленький ребенок должен понимать важность соблюдения данных правил, поскольку от этого зависит безопасность его жизни и здоровья.

  1. При выходе из дома:

– сразу обратите внимание ребёнка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам транспортное средство;

– если у подъезда стоят транспортные средства или обзор закрывают деревья, приостановите своё движение и оглянитесь – нет ли за препятствием опасности.

  1. При движении по тротуару:

– придерживайтесь правой стороны тротуара;

– не ведите ребёнка по краю тротуара. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

  1. Готовясь перейти дорогу:

– остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

– привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

– подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;

– учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

– не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

– неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции. 

  1. При ожидании общественного транспорта:

– стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине. 

  1. При переходе проезжей части:

– переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;

– не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;

– не переходите дорогу наискосок;

– не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;

– объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома. 

  1. При посадке и высадке из общественного транспорта:

– впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;

– подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;

– не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;

– научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне. 

  1. При движении автомобиля:

– приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;

– не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;

– не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!!!

Все взрослые являются примером для детей! Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!

ОБЪЕКТ: «Памятник Петру Мироновичу Машерову в г. Витебске».

Памятник  построен в 1980 году в честь советского партийного и государственного деятеля Петра Мироновича Машерова. Авторы — скульптор З. Азгур, архитектор Ю. Казаков. Бюст отлит на Минском заводе монументальных скульптур. Открыт 18 ноября 1980 года.

Описание:

В центре площадки, выложенной серыми плитами полированного гранита, на прямоугольном постаменте (высота постамента 2,5 м), облицованном красным гранитом, установлен бюст П. М. Машерова (высота — 1,2 м). На постаменте изображение 2- х орденов Ленина, медалей «Золотая Звезда», «Серп и Молот» и надпись: «Машеров Петр Миронович  Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда».                                                              

Слева от бюста асимметрично выдвинутый вперед гранитный камень кубовидной формы. По бокам её рельефы, символизирующие боевые и трудовые успехи П. М. Машерова. На лицевой стороне изображение флага и цифры «1941-1945». Скошенная боковая грань украшена шипамисерпом и молотом на наковальне.                                                                                    Архитектурно-планировочная композиция памятника состоит из 4 лужаек, асимметричных площадок, обнесенных бордюром.

П.М. Машеров родился родился 31 января (13 февраля по новому стилю) 1918 года в крестьянской семье в деревне Ширки Сенненского района Витебской области.  Он был первым секретарем Беларуси, партийным деятелем и даже стал обладателем звания Героя Социалистического труда. Большую славу   П.М. Машеров получил во время Великой Отечественной войны. В начале Великой Отечественной войны Машеров был бойцом истребительного батальона. Попал в окружение, был в плену, но смог убежать и добрался до Россон. В августе 1941-го возглавил подполье в Россонах, а с апреля 1942-го стал командиром партизанского отряда имени Н.А. Щорса (который действовал в Россонском, Дриссенском, Освейском районах БССР, в соседних районах РСФСР и Латвии). С марта 1943 года Пётр Миронович комиссар партизанской бригады имени К.К. Рокоссовского и одновременно первый секретарь Вилейского подпольного обкома комсомола Белоруссии. В народе его называли Дубняк. Петр Миронович дважды был ранен. Прославился П.М. Машеров и организацией многих боевых действий,  партизанам удавалось неоднократно наносить удары по важным объектам  фашистских войск. В 1944 году П.М. Машеров  был удостоен звания  Героя Советского Союза. После войны он перешел на комсомольскую, а затем на партийную работу. В 1965-м году был назначен первым секретарем ЦК КПБ, став руководителем республики. БССР он возглавлял 15 лет. С именем Машерова связывают экономическое развитие республики. В 1978-м году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. Пётр Миронович Машеров погиб в автомобильной катастрофе 4 октября 1980 года.

В честь Петра Мироновича Машерова  было названо несколько проспектов, улиц и образовательных учреждений в Республике Баларусь.

 Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту:

Поинтересуйтесь у ребенка: «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить»). Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо заслуженного, знаменитого человека или важного события, чтобы люди помнили этих героев. Спросите у ребенка: «А в нашем городе Витебске есть памятники?»

Вот и мы сейчас пришли к памятнику Петру Мироновичау Машерову, нашему знаменитому соотечественнику. Кратко расскажите ребёнку биографию П.М. Машерова, о его заслугах перед Родиной  во время Великой Отечественной войны и в мирное время, наградах этого знаменитого человека. Расскажите о памятнике и изображениях на нём.

После обзорной прогулки  можно посидеть на лавочках в тени деревьев, утолить жажду, отдохнуть. Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.

Желаем вам приятно провести время!

А чтобы Вам и вашему ребенку в ходе прогулки было интереснее,  мы предлагаем Вам   дополнительный материал с играми, стихами.

Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте, дома:

Игра на координацию движений «Солдат».

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

А потом постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

А потом постой на левой,

Если ты солдатик смелый

Стихотворение, которое можно почитать ребёнку или заучить с ним дома

Пусть будет мир

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат,

Чтоб жили люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

 Н. Найденова

Примерные задания после завершения прогулки:

Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место. Предложите своему ребенку нарисовать наш город.

свернуть

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ «МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ОСВОБОДИТЕЛЯМ ВИТЕБСКА – СОВЕТСКИМ ВОИНАМ, ПАРТИЗАНАМ И ПОДПОЛЬЩИКАМ»»

Уважаемые родители!                                                                      

Предлагаем вам маршрут выходного дня.

Возраст детей: старший 6 – 7 лет.

Участники проекта: дети, родители.

Возьмите с собой: питьевую воду, головные уборы от солнца (летом), фотоаппарат, путеводитель по маршруту.

Рекомендации для родителей:

Ежедневно по улицам Витебска идут тысячи людей, и едет не меньшее количество транспорта. Чтобы на дороге царил порядок, а автомобильных аварий было меньше, пешеходы обязательно должны придерживаться правил и знаков дорожного движения. С самых ранних лет маленький ребенок должен понимать важность соблюдения данных правил, поскольку от этого зависит безопасность его жизни и здоровья.

  1. При выходе из дома:

– сразу обратите внимание ребёнка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам транспортное средство;

– если у подъезда стоят транспортные средства или обзор закрывают деревья, приостановите своё движение и оглянитесь – нет ли за препятствием опасности.

  1. При движении по тротуару:

– придерживайтесь правой стороны тротуара;

– не ведите ребёнка по краю тротуара. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

  1. Готовясь перейти дорогу:

– остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

– привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

– подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;

– учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

– не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

– неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции. 

  1. При ожидании общественного транспорта:

– стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине. 

  1. При переходе проезжей части:

– переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;

– не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;

– не переходите дорогу наискосок;

– не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;

– объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома. 

  1. При посадке и высадке из общественного транспорта:

– впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;

– подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;

– не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;

– научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне. 

  1. При движении автомобиля:

– приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;

– не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;

– не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!!!

Все взрослые являются примером для детей! Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!

ОБЪЕКТ: «Мемориальный комплекс «Освободителям Витебска - советским воинам, партизанам и подпольщикам»».

 

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту:

Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник – это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до Дня Победы).

Спросите у ребенка: «А в нашем городе Витебске есть памятники?» 

Вот и мы сейчас пришли на это значимое, для всех жителей нашего города место. В  Витебске этомемориальный комплекс «Освободителям Витебска – советским воинам, партизанам и подпольщикам», по-народному  «Три штыка», в котором запечатлен бессмертный подвиг народа. «Три штыка» величественно возвышаются над городом, напоминая горожанам вновь и вновь о прожитых суровых годах и о великой жертве советского народа во имя Победы.

Сегодня это один из величественных памятников Витебска, который отличается не только монументальностью и красотой, но и богатой духовной основой, трагическая суть которой своими корнями уходит в кровавые годы Великой Отечественной войны.

В списке достопримечательностей Витебска мемориал появился в 1974 году. Тогда на центральном месте   площади Победы возвысился символичный мемориальный комплекс «Три штыка» по проекту архитектора Ю.Шпита, скульпторы Б.Марков, Я.Печкин.

Но время шло, город развивался, и стала очевидной назревающая реконструкция объекта. Масштабная реставрация началась в 2009 году – и спустя год мемориал преобразился. После реконструкции комплекс приобрел современный внешний вид и оригинальный дизайн. Сегодня мемориал «Освободителям Витебска – советским воинам, партизанам и подпольщикам» – это огромный комплекс, где каждому элементу отведен свой особый смысл, – будь то площадь, парк, скульптурные композиции или же бассейны со струящейся водой, которая символизирует пролитые кровь и слезы тысяч людей. Монумент выполнен   в виде трёх, суживающихся кверху 56-метровых пилонов-обелисков трапециевидной формы. Вверху, на шестиметровой высоте, обелиски объединены в единую композицию при помощи монолитного фриза, на трех гранях которого выполнены рельефы, прославляющие бессмертный подвиг воинов, партизан и подпольщиков. Но пилоны соединены не только внешне – внутри также имеется кольцо, соединяющее три обелиска, с надписью «Слава героям». А под ним, на символичном постаменте в форме пятиконечной звезды, зажжен Вечный огонь – как дань памяти трагическим страницам истории Витебска, мужеству горожан и всего советского народа.  Возле памятника – два бассейна с фонтанами. С двух сторон площади - по пять пилонов, на них нанесены годы  Великой Отечественной Войны. К набережной Двины ведут три большие лестницы.

В 1990 году мемориальную часть дополнили двумя скульптурными группами на спуске к мемориалу. Одна из них символизирует начало войны и зарождение партизанского движения, вторая – наступление советской армии и освобождение (скульпторы А.Торосян, Н. Рыженков, А. Заспицкий, Г.Муромцев).

Мемориальный комплекс «Три штыка» находится на главной площади Витебска – Площади Победы.

Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания?

Как нужно себя вести в это время? (минута молчания – символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).

Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко положить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).

После обзорной прогулки  можно посидеть на лавочках в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть.

Можно разучить стихотворение о героях Великой Отечественной Войны.

Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.

Желаем вам приятно провести время!

А чтобы Вам и вашему ребенку в ходе прогулки было интереснее,  мы предлагаем Вам   дополнительный материал с играми, стихами, загадками, упражнениями.

Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте, дома:

Игра на координацию движений «Солдат».

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

А потом постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

А потом постой на левой,

Если ты солдатик смелый

Стихотворение, которое можно почитать ребёнку или заучить с ним дома

Пусть будет мир

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат,

Чтоб жили люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

 Н. Найденова

Примерные задания после завершения прогулки:

Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка:

– Что ему понравилось?

– Хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место?

Предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось.

свернуть

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЛАНДШАФТНЫЙ ЗАКАЗНИК «ЕЛЬНЯ»

Уважаемые родители!                                                                       

Предлагаем вам маршрут выходного дня.

Возраст детей: старший, 6 лет.

Участники проекта: дети, родители.

Возьмите с собой: питьевую воду, головные уборы от солнца (летом), летом много насекомых, поэтому одежду лучше надевать закрытую. удобную обувь, фотоаппарат, путеводитель по маршруту.

ОБЪЕКТ: «Республиканский ландшафтный заказник «Ельня»

 

Рекомендации для родителей: предлагаем посетить республиканский ландшафтный заказник «Ельня».

Он расположен в  Витебской области  Республики Беларусь. Это комплекс болот и озер с богатой флорой и фауной, часть из которых занесена в Красную книгу. Охраняемой зона стала в 1968 г.

Уникальность этого природного объекта в том, что он является частью ледниковой эпохи. Минимальное воздействие человека позволило сохранить естественную красоту и биоценоз. Чередование озер, проток и суши создает мозаичный ландшафт. Два крупных озера – Ельня и Черное – соединены сетью проток и более мелких водоемов. Всего же на территории заказника 118 озер разных размеров. Общая площадь массива – более 25 кв.км.

Как добраться?  Добираться удобнее всего на машине. Заказник находится на территории Шарковщинского и Миорского районов, ориентируйтесь на деревню Канахи, Миорского района. От нее по указателю несколько километров до начала тропы, машину можно оставить возле информационных стендов. Можно выбрать другой вариант, общественным транспортом, здесь на помощь приходит ночной поезд Минск – Витебск. В этом случае, отдельно еще понадобится добраться до самого болота.  Приехать в заказник можно самостоятельно или заказать экскурсию в клубах, занимающихся активным туризмом.

Официальный сайт:

https://www.facebook.com/reserve.yelnya/

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения к маршруту:

Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о водоёмах Республики Беларусь? Какие бывают водоемы на территории нашей страны?

Спросите у ребенка «Что такое болото? Как ты думаешь, чем болота отличаются от других водоёмов? Спросите у ребенка: «А в нашей Витебской области есть болота? Какую пользу приносят болота? Где это можно узнать?» (в интернете, посмотреть видеофильмы, детских энциклопедиях, спросить у взрослых).

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту:

Вот и мы  пришли к началу маршрута. Созданный здесь республиканский ландшафтный заказник «Ельня» – одна из самых посещаемых природных достопримечательностей Беларуси.  Ельня – это 25 301 гектаров природы, баланс которой почти не тревожили люди, это дикое, древнее место, созданное для того, чтобы про него писали легенды и сказки. Это самое большое верховое болото в Беларуси и пятое по величине в Европе! Самое большое озеро здесь – Ельня, больше 5 квадратных километров.

Для тех, кто хочет рассмотреть болото поближе, проложены пешие и велосипедные экомаршруты. Сделаны они с таким расчетом, чтобы свести вред от человеческого присутствия к минимуму.  Маршруты рассчитаны на людей с разным уровнем подготовки. Мы пойдём  коротким маршрутом по деревянной  экотропе «Озеравки» протяженностью 1,5 км. На ее пути есть наблюдательная вышка и место для отдыха. Кстати, экотропа тоже уникальная! При ее протяженности в 1,5 километра, она самая длинная и широкая в Европе.  Настил идет вглубь болот к озеру. Во время движения по маршруту в целях безопасности запрещается: сходить с настила, шуметь, мусорить, разрешается: внимательно смотреть, слушать, задавать вопросы, фотографировать, снимать видеосюжеты.

 

Болото Ельнья называют «лёгкими Европы», даже «машиной времени», способной в мгновение перенести на тысячи лет назад… Болота занимают огромные территории и восхищают своей особым характером – пейзажами, звуками, запахами, многообразием фауны и флоры. Но, главное, болота вырабатывают гораздо больше кислорода, чем леса, что крайне важно для экологического баланса на планете. В нашей стране болотами покрыты значительные территории. Ельня – самое большое верховое болото Беларуси и пятое по величине в Европе. Ему уже более 9 тысяч лет! . Кроме самих болот, на территории расположено  118 больших и малых озер, леса. Здесь живут 130 видов птиц, в том числе такие редкие, как чернозобая гагара, орлан-белохвост и черный аист.

С обзорных площадок, в зависимости от сезона, можно понаблюдать за журавлями или токующими тетеревами. Кроме них на болотах живет множество других птиц – чернозобая гагара, белая куропатка, кряква, чирок и др. Каждую осень в сентябре на Ельне можно увидеть впечатляюще прекрасную картину – тысячи серых журавлей и десятки тысяч гусей разных видов, которые собираются здесь перед сезоном миграции.

В это же время на болоте наступает и самая вкусная пора года – сбор урожая клюквы. По ее запасам Ельня занимает первое место в Беларуси. В сезон можно полакомиться  голубикой, морошкой и другими ягодами.

А засмотреться там есть на что: это чувство, когда ты выходишь из высокого березняка, и пейзаж раскрывается бескрайним простором болот, трудно с чем-то сравнить.  Все, что будет тебя сопровождать отсюда и дальше в пути – это низкие скрюченные деревья, озера и полный воды мох, а ближе к стоянке, там, где начинается лес, попадаются съедобные грибы. Когда будешь охотиться на клюкву, попробуй отыскать заодно среди мха маленького болотного хищника – росянку. Она, кстати, гораздо мельче, чем кажется на фотографии – с горошину.

Ельня чем-то напоминает тундру, те же суровые пейзажи и скупая природа. На болоте можно встретить  дурманный багульник, жесткий лиловый вереск и пружинистую подушку мха.

На территории заказника построено здание визит-центра. Здесь гости могут:

  • познакомиться с книгами и фильмами на экологическую тематику;
  • поучаствовать в интерактивных занятиях;
  • провести время за игровыми терминалами.

 А чтобы Вам и вашему ребенку в ходе прогулки было интереснее,  мы предлагаем Вам   дополнительный материал с играми, стихами, загадками, упражнениями.

Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте, дома:

Игра «Узнай по описанию объект природы»

Ира «Кто где живет?»

Стихотворение, которое можно зачитать ребёнку или заучить дома:

Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи,

Нет опоры для ноги.

Не проедешь, не пройдёшь —

Обойдёшь сторонкой.

И водицы не попьёшь

С синеватой плёнкой.

Не вода, не суша —

На лодке не уплывёшь,

И ногами не пройдёшь.

Загадки:

 И жукам, и мушкам Липкая ловушка.

 На болоте среди мхов Она ловит комаров.

 (Росянка)

 Удивительное хищное растение – росянка. Ее листья покрыты волосками, на концах которых блестят капельки клейкого сока, похожие на капельки росы. Это привлекает насекомых. Насекомые садятся на лист и приклеиваются. Лист закрывается, и насекомое превращается в добычу. Жидкость, которую выделяют волоски, растворяют прилипшее к листу животное. Так росинка получает дополнительное питание.

Среди болот

Высоко и быстро он растет,

Словно бамбук, а не трава.

Темною сигараю – голова.

(Камыш)

Ствол этот непростой:

Хоть длинный, но пустой.

Я - гнездо для утки,

И свисток, и дудка.

(Тростник)

Листики - с глянцем,

Ягодки - с румянцем,

А сами кусточки –

Не выше кочки.

(Брусника)

На болоте там и тут,

На стебельках повисла.

Глянешь – слюнки потекут,

А раскусишь – кисло. (Клюква)

Хвостик лебединый

Торчит над тиной,

Привязан ко дну

За верёвочку одну.

(Кувшинка)

Растёт на камне,

Растёт на дереве,

Подскажет путнику,

 где же тут север.

(Мох)

Хвалит он своё болото,

Сам росточком не велик,

Он в воде ведёт охоту,

Но не плавает ... (Кулик)

Рыбку цапнула в пруду.

Цап!- и нет. Имей ввиду

На носу осталась капля.

А зовут ту птицу …(Цапля)

Своё гнездо вьет с колесом,

 Детей приносит в каждый дом.

Длинноногий, но осанист...

Кто скажите это? ...(Аист)

В небе осенью курлычут,

За собою в небо кличут.

Долго манят нас в дали...

Кто скажите? ...(Журавли)

Примерные задания после завершения прогулки:

Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь природный объект. Предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось. Создайте видеофильм о посещении республиканского ландшафтного заказника «Ельня».

свернуть

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ «УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕВСТВИЕ: В ПОИСКАХ ДУБА-СТАРОЖИЛА»

Уважаемые родители!                                                                       

Предлагаем вам маршрут выходного дня.

Возраст детей: старший, 6 -7 лет.

Участники проекта: дети, родители.

Цель:  познакомить ребёнка с памятником природы; формировать умение определять возраст дерева по характерным особенностям: толщине ствола, коре, выступающим над поверхностью почвы корням; воспитывать любовь и бережное отношение к ближайшему природному окружению.

Возьмите с собой: питьевую воду, головные уборы от солнца (летом), фотоаппарат, путеводитель по маршруту.

Как добраться: Беларусь, Витебская область, Верхнедвинский р-н,                                д. Юстианово. Добраться можно на автомобиле, на общественном транспорте: на междугороднем автобусе «Витебск - Верхнедвинск»,  маршрутном такси.

Рекомендации для родителей:

При движении автомобиля:

– приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;

– не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;

– не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!!!

Все взрослые являются примером для детей! Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!

ОБЪЕКТ: «Юстиановский дуб-великан в Верхнедвинском районе».

Всего в пяти километрах от Верхнедвинска находится памятник природы республиканского значения и известная достопримечательность района – Юстиановский дуб. Это место пользуется популярностью среди туристов. Ну как приехать на Верхнедвинщину и не попытаться обнять ствол великана! Но один человек здесь не справится, ему понадобится помощь нескольких друзей.

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту.    Спросите у ребенка: «Какие деревья произрастают в Республике Беларусь? Назови их. Какое из деревьев считается самым большим и могучим? Где можно встретить дубы? Как называются плоды дуба? Как они выглядят?  Кто из животных  в природе лакомится желудями? Как ты себе представляешь старый дуб?

Вот и мы сейчас приехали к самому большому и старому дереву в Витебской области. Это Юстиановский дуб.

 Интересные факты:   

Дуб черешчатый находится на правом берегу Западной Двины. Этому хранителю вековых тайн и событий уже 400 лет. Его высота – около 30 метров, диаметр ствола почти 2 метра, а крона кажется необъятной. Великан растет в бывшем помещичьем саду, который когда-то занимал площадь в 6 гектаров. Однако в 1939 году почти все деревья там вымерзли. Правда, со временем рядом с выжившим зеленым гигантом появились новые посадки, сегодня здесь можно увидеть дубы помоложе, лиственницу европейскую и другие деревья.

Как сообщили в Верхнедвинской районной инспекции природных ресурсов, этот памятник природы был учрежден Государственным комитетом Совета Министров БССР по охране природы 24 июня 1971 года. В 2007 году Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь обязательства по содержанию дуба в сохранном состоянии переданы ОАО «Шайтерово», так как дерево находится в деревне Юстияново на территории Шайтеровского сельсовета. Сейчас дерево огорожено, установлена табличка с информацией о нем.

Кстати, любуются великаном в разные поры года не только жители района, но и гости частной агроусадьбы «Юстияново» и охотничьего домика ГЛХУ «Верхнедвинский лесхоз», которые располагаются неподалеку. Зачастую останавливаются здесь иностранные туристы, которые не перестают удивляться красотам белорусской природы.

Содержание беседы с ребёнком

Спросите у ребёнка как называется это дерево, как он догадался? Рассмотрите строение дерева (ствол, ветви, крона), чем оно отличается от молодых дубов и других окружающих его деревьев. Обратите внимание ребёнка на кору дуба, расскажите о её полезных свойствах. Рассмотрите листья и плоды дуба. Обратите внимание на насекомых, обитающих на коре дуба и возле него .Расскажите ребёнку интересные факты об этом дубе. В конце экскурсии обсудите, что ему запомнилось и понравилось больше всего и как он об этом расскажет детям.

Желаем вам приятно провести время!

А чтобы Вам и вашему ребенку в ходе прогулки было интереснее,  мы предлагаем Вам   дополнительный материал с играми, стихами.

Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком  дома:

Игра «С какой ветки детки?» Игра «Найди сходства и различия»

Игра «Разрезные картинки»

Загадки

Он — могучий!

Крона — в тучах.  

В кроне желуди видны.

И не зря к нему приходятм

Утром ранним кабаны.

(Дуб)

Темной он покрыт корой,

Лист красивый вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей.

(Дуб)

Есть и брюшки, есть и шляпки —

Развесёлые ребятки!

А живут на ветках дуба!

Много тут не надо думать!

Очень любит их свинья.

И любуюсь ими я.

Цветом тёмно-жёлтые

Гладенькие...

(Жёлуди)

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

(Жёлудь)

Стихотворение, которое можно почитать ребёнку или заучить с ним дома: Крепок, строен и силён, Ведь владыка леса он. Он для нас живой свидетель В лету канувших столетий. Из него добротен сруб. Угадали? Это дуб. Е. Груданов Могучий, сильный, вековой дуб в лесу стоит большой листья тихо шелестят желуди под ним лежат шепчет дивная дубрава вон березки те, что справа гнутся ветки их в поклоне только  дуб тот непреклонен.

Примерные задания после завершения прогулки:

Рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место. Предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось, предложить нарисовать дуб, пейзаж методом оттиска листочков, совместно с родителями сделать гербарий, смонтировать видеофильм.

свернуть