Консультации учителя - дефектолога

Как стимулировать речевое развитие ребёнка

Часто родители жалуются на то, что  «ребенок всё знает, всё понимает, но упорно молчит». «Не хочет говорить» -  родительское оправдание молчания ребенка. Но очень часто родители просто не знают, как нужно общаться с ребенком. Данная статья подскажет взрослым, как нужно строить беседу с ребенком таким способом, чтобы малыш «захотел» разговаривать с ними.
развернуть

Как стимулировать речевое развитие ребёнка

 Если рёбенок в 2 – 2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов – это вызывает тревогу у родителей, и они обращаются к врачу. Однако известно, что речевое развитие ребёнка может идти скачкообразно:   сначала накапливается пассивный словарь, хотя в активной речи ещё большое место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. Затем происходит резкий скачок (обычно после полутора лет), и очень быстро растёт запас активно употребляемых слов.

Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте, т.е после года. Именно в этот период ребёнка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность. Основное внимание уделяется воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. Если ваш ребёнок почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками, то приёмы, стимулирующие развитие его речи, окажут вам полноценную помощь.

1. Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьет молоко».

2. Параллельный разговор. Вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт.

3. Провокация, или искусственное понимание ребенка. Этот прием состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим» и «глупым». Например, если малыш, показывая на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, дайте ему не ту игрушку, какую он хочет. Конечно же он будет возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.

4. Распространение. Продолжайте и дополняйте все высказанное малышом, но не принуждайте его к повторению - вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, он говорит: «Суп»,  - вы же продолжаете: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой». Этим приемом вы постепенно подводите ребенка к тому, что­бы он овладевал более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль.

5. Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость, способствует непро­извольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм и постепенно проникать в ее смысл.

6. Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Уже к двум годам он вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставляется взрослыми: «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе целое яблоко или половинку? »

7. Продуктивные виды деятельности. Для многих своих мыслей и предложений ребенок не находит подходящих слов и выражает их другими способами - через ри­сование, лепку, аппликацию, конструирование. В этих видах деятельности развиваются не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Ребенок же фиксирует свои мысли с помощью зарисовки. Известный психолог Л. С. Выготский называл детское рисование «графической речью», и ваша задача - облечь мысль ребенка в слово. Старайтесь любой рисунок малыша превратить в интересный рассказ, а рассказ - в рисунок, который можно неоднократно «прочитывать» и дополнять. Когда рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.

8. Музыкальные игры.Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка труд­но переоценить. Малыши с удовольствием двигаются под музыку, подпевают, играют на шумовых музыкальных инструментах. Поощряйте их в этом. Сначала ребенок про­говаривает только окончания или последние слова песенных строк. Не переживай­те  - вскоре он начнет пропевать небольшие песенки целиком, искажая, возможно, некоторые слова. Пойте и вы с ним, но, в отличие от него, пойте ее правильно.

9. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигатель­ная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для опреде­ления уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети... До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к за­пястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2 – 3 минуты ежедневно. Приемы могут быть самыми разнообразными. Важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Чтобы развить ручную умелость, а следовательно, и речевую активность ребенка, можно:      

  • запускать пальцами мелкие волчки;
  • разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку;
  • рвать на мелкие куски бумагу;
  • сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок -  бутончик цветка;
  • делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким;
  • «ходить» по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки (по очереди) сначала медленно, потом быстро;
  • показать отдельно только один большой палец;
  • махать в воздухе только пальцами; кистями рук делать «фонарики»;
  • хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
  • собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались);
  • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
  • наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на палец (колечко или спираль);
  • закручивать шурупы, гайки;
  • играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
  • складывать матрешек, играть с вкладышами;
  • рисовать рукой и пальцами в воздухе;
  • играть с песком, водой;
  • рисовать мелом, мелками, гуашью, углем.

Удачи Вам и Вашим детям!

свернуть

Речевые игры по дороге домой для детей 6-7 лет

Скоро ваш ребенок выйдет из детского сада. Следующая ступень в жизни ребенка – школа. Как  подготовить ребенка к этому важному событию? Предлагаю  вашему вниманию некоторые речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы добираетесь домой.

развернуть

 Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 6 лет

(рекомендации для родителей)

Речевые навыки лучше развивать в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащению словаря, развитию внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

 1. «Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

 

2. «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

 

3. «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

- «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка.

 

- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

 

- «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

 

4. «Веселый счет»

 По дороге домой можно вместе ( по очереди) с ребенком посчитать любые предметы:

*Одна машина – две машины…. – пять машин….- десять машин

 *Один дом - два дома….- пять домов…..- десять домов

 *Одно яблоко – два яблока…. – пять яблок…. –десять яблок

 

 5. «Аукцион слов»

 Предложите ребенку называть слова-признаки к любому предмету, который вы увидели по дороге домой: 

Машина – какая? Ребенок говорит – железная, затем говорите вы – легковая, затем говорит ребенок -  быстрая…и т. д.

 

 6. «Кто – откуда?»

 Идя по дороге домой, вы можете задавать разные вопросы своему ребенку, используя в вопросах различные предлоги. Ребенок вам должен отвечать, правильно употребляя предлоги.

 Взрослый – Откуда вышел мужчина?

 Ребенок – Мужчина вышел из магазина.

 Взрослый – Откуда выехал автобус?

 Ребенок-  Автобус выехал из-за дома.

 Взрослый – Откуда вылезла кошка?

 Ребенок – Кошка вылезла из-под скамейки.

Взрослый  - Куда зашла бабушка?

Ребенок – Бабушка зашла в подъезд.

 Взрослый – Где сидит ворона?

 Ребенок – Ворона сидит на дереве, на ветке.

 Взрослый – Откуда слетел (вылетел) воробей?

 Ребенок – Воробей слетел с ветки, с дерева; вылетел из кормушки.

 В своих вопросах используйте разные предлоги: В, НА, ЗА,  ПОД, ИЗ, НАД, С (СО), ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

Удачи Вам и Вашим детям!

Скоро ваш ребенок выйдет из детского сада. Следующая ступень в жизни ребенка – школа. Как  подготовить ребенка к этому важному событию? Предлагаю  вашему вниманию некоторые речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы добираетесь домой.

свернуть